20.01.2010 | 11:42

В "Новом Манеже" - работы лучших отечественных сценографов

Российские театральные художники подводят творческие итоги минувшего сезона. Сегодня в столичном "Новом Манеже" открывается выставка работ лучших отечественных сценографов. Около восьмидесяти авторов представили эскизы, макеты декораций и сценические костюмы, использованные в самых громких постановках 2009-го. Какие идеи вдохновляют современных сценографов – выясняли "Новости культуры".



Еще недавно это были только идеи. Эскизы костюмов, макеты – первый шаг от замысла к воплощению. Теперь все они обрели плоть и кровь театральной постановки. Станислав Бенедиктов в прошлом сезоне выпустил шесть спектаклей. Здесь макеты к двум - "Снегурочке" Кремлевского балета и "Алым парусам" в РАМТе. Ржавый корабль на круге – трансформер. Хитроумные механизмы превращают его в таверну, порт, дом….

Станислав Бенедиктов, художник: "Это единый пластический образ… Кадры сменяют друг друга".

Идея трансформации захватила и Виктора Шилькрота. Пришлось даже поубавить аппетиты, чтобы не превратить сцену в аттракцион. Оформляя спектакль по повести Горького для Ярославского театра художник придумал подворотню-трансформер.

Виктор использовал трансформацию плоского задника и в московском ТЮЗЕ. Рабочие сцены до сих пор гадают над механическими секретами, а зрители только пожимают плечами – как такое возможно?...

Виктор Шилькрот, художник: "Получилась игрушка-трансформер…"

Показать театральной публике фокус считается теперь делом обычным. Даже бывшие студенты, которые только начинают создавать свои театральные миры, предпочитают экспериментировать с декорациями трасформерами. У Кати Галактеоновой – дебют….она хоть и новичок, но среди мэтров не теряется. Свой первый спектакль в учебном театре МХАТа отработала на одном дыхании.

Екатерина Галактионова, художник: "Для меня была сумасшедшая идея….сплошной экстрим".

Придя на репетицию и увидев, как зависают актеры на балках, Катя сама не на шутку перепугалась. Актерам пришлось ее успокаивать. Ее коллега Вера Никольская тоже прониклась студенческими идеями. "Дни Турбиных" оформляла в театре ГИТИСА. Декорацию создавала из подручных материалов.

Вера Никольская, художник: "Это учебный театр, приходится выкручиваться".

Это на макете все просто - пальто из бумаги, длинная вешалка…а на сцене актеры намучились с этой конструкцией.

Вера Никольская: "Боялись, что эта штука упадет…"

Здесь все на виду…но многие секреты так и остаются за семью замками… Их знают только сами художники и раскрывать не торопятся.

В театре, чтобы привести в рабочее состояние хитроумное изобретение художника, требуется тросы, фуры….Здесь - все проще. Одно легкое движение, и все в работе.

Костюмы Елены Степановой и декорации Андриса Фрейбергса к "Лючии ди Ламмермур" номинированы на "Золотую маску". У себя в Латвии Андрис -редкий гость. Вот и сейчас одновременно ставит для двух театров. Оперу предпочитает драме…

В крошечном мире театрального макета каждая деталь имеет значение. Но только сцена определит ее настоящее место. И только спектакль покажет ценность самой идеи.

Читайте также: Алена Карась об отечественной сценографии