20.01.2010 | 12:23

Новый свет Кенозерских небес

Реставрационный центр имени Грабаря готовит выставку "Небеса ручной работы". Она откроется 28 января. Ближе к небесам – ближе к истине. Небесами называется особая конструкция перекрытия, распространенная в храмах Русского Севера. Сотрудникам Реставрационного центра имени Грабаря в течение двух лет пришлось, в прямом смысле, латать высшие сферы. Сегодня они провели пресс-показ будущей выставки расписных потолков и икон из часовен Кенозерского национального парка. Рассказывают "Новости культуры".



Рукотворные небеса можно увидеть лишь в часовнях на Севере. Эти расписные потолки создавались по подобию тех, что находились в больших храмах, и приобретали местный колорит. Из сорока часовен, разбросанных по островам Национального парка, лишь в пятнадцати обнаружили "небеса". Большинство из них находятся в плачевном состоянии. Чтобы понять, выдержат ли работы переезд в Москву, сотрудники Реставрационного центра Грабаря отправились на Кенозеро. На месте они исследовали работы, затем их изучение продолжилось в Москве.

"Обрабатывали антисептиком, укрепляли левкас, красочный слой. Делали пробы по удалению олифы. Бывает, что на одной иконе, в зависимости от неба, требуются разные растворители", – рассказывает реставратор Ирина Тяпкина.

Пока идет монтаж экспозиции, разрозненные фрагменты небес лежат на полу. В дальнейшем их подвесят к потолку, чтобы приблизить к реальной обстановке храма.

"Мы хотим приблизить максимально к тому, как располагаются эти грани непосредственно в часовнях Архангельского Кенозерского национального парка. Потому что это уникальное явление, сохранившееся до наших дней. На островах стоят часовни, расписанные местными мастерами", – рассказывает куратор выставки Светлана Вигасина.

В 2008 году одна из сотрудниц Кенозерского парка обнаружила на своде Никольской часовни подпись мастера. Это большая удача, ведь обычно иконописцы не оставляют своих автографов на росписях.

"Небо подписное, датировано 1881 годом. Известен автор – Ийок, отроду семнадцати лет. Написал не одно небо в Кенозерье", – продолжает реставратор Ирина Тяпкина.

Все работы нуждались в реставрации. Дерево было поражено грибком, отдельные куски древесины превратились в труху.

"Каждая доска была по отдельности, и все было изогнуто. Естественно, все было изъедено жучком-точильщиком и временем. Вот эти части древесины пришлось менять. А живопись, если посмотреть, врезаясь, утоньшалась. Живопись осталась на своей древесине", – показывает реставратор Виктор Занозин.

Некоторые иконы решили не реставрировать. Их просто расчистили и укрепили красочный слой. Ведь только в сравнении можно понять, какая работа была проделана реставраторами.

Читайте также:
Кенозерские "небеса" спустились на землю

Старинные "небеса" Русского Севера