21.01.2010 | 11:23

Римас Туминас позвал на "Маскарад" хоккеиста

Сугробы на сцене, расстрел пианино и снежные вихри под звуки вальса - все это "Маскарад" в постановке Римаса Туминаса. Сегодня вечером знаковый для вахтанговской труппы спектакль вернется в репертуар театра. Впервые лермонтовскую драму поставили на этой сцене в 1941 году, и именно для нее Арам Хачатурян написал свой знаменитый вальс. Однако жизнь спектакля прервала война. Римас Туминас решил возродить "Маскарад" - но в собственном оригинальном прочтении. Подробности – в репортаже "Новостей культуры".



Если попытаться вместить рассказ об этом спектакле всего лишь в одно слово, то самым точным определением будет – "вихрь". Здесь все в вихрях, порой даже враждебных. В стремительных вихрях пронзительного вальса, в вихрях снега, вихрях эмоций: маскарад, от которого даже у актеров дух захватывает.
Леонид Бичевин, исполнитель роли князя Звездича, признается: "От себя самого дух захватывает. Когда не критикую себя, когда думаю, "молодец, Леня", тогда и получается Звездич. У Звездича все хорошо, все прекрасно!".

Конечно, на этом "Маскараде" многое парадоксально. Как, например, хоккеист, в начале второго действия появившийся на сцене. Впрочем, это для маскарада как такового, а не лермонтовского, в самый раз. Это и есть авторский почерк режиссера, который в Москве успели изучить досконально. От него все ждут фирменного гротеска. То Звездич вверх по стенке вскарабкается, обутый в коньки, то хор стройными голосами запоет "Соловушку".
Чего уж ожидать от хрупкой Нины, которая после шарика мороженого так и застынет неподвижной статуей, как будто просто замерзнет в этом зимнем суровом пейзаже.

"Этот спектакль, как полет пули, - считает режиссер, художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас. – Выстрел и жизнь такая, как полет пули. От противника до сердца".

Римас Туминас почти 15 лет назад уже ставил лермонтовский "Маскарад" в Литве. Тот спектакль дважды гастролировал в Москве и даже получил "Золотую маску" как лучший иностранный спектакль. Режиссер запросто опровергает известное изречение, что в одну реку дважды не входят, и даже читает на эту тему целую лекцию, вывод и которой прост: "Говорят, что дважды в одну реку не войдешь, но все равно вода одна и та же. И я захожу с удовольствием".
С таким же удовольствием на "Маскарде" расстреливают пианино. И при всем том Туминас заставляет зрителя не только в недоумении поднять бровь, но и забыть на секунду обо всем, кроме театра.
Исполнитель роли Арбенина Евгений Князев полагает, что в этом и есть секрет: "Это настоящий театр по всем параметрам. Спасибо, что Вы пришли. Спасибо, что не мешали. И вроде что-то идет… а тут фотограф щелк-щелк..."

Арбенина в финале сметет огромный снежный ком судьбы. А ведь сначала это был снежок размером немногим больше рокового для Нины шарика мороженого.

Читайте также:
Александр Авдеев побывал на генеральном прогоне "Маскарада"

Римас Туминас: "Маскарад" - это правда о людях и жестоком мире"