21.01.2010 | 13:53

Послание из прошлого – уникальная находка в Ораниенбауме

Удивительная находка реставраторов в Ораниенбауме. Перекладывая уникальный исторический паркет в Китайском дворце, они обнаружили бутылку с посланием к потомкам. Теперь реставраторы надеются отыскать авторов записки, ведь их опыт может пригодиться современным специалистам. Подробности – в репортаже "Новостей культуры".



Поднимая доски, реставраторы совершенно случайно увидели под уникальным паркетом неприметную бытулку.

"Сначала подумали – обычная бутылка, здесь много бутылок находили. При ближайшем рассмотрении увидели, что это буталка 1960-х годов. Она была треснута пришлось ее до конца разбить. Мы спешили, очень хотелось посмотреть, что внутри", – рассказывает реставратор Алексей Николаев.

Вместо пробки – скомканная газета. Когда развернули, увидели дату: 4 июля 1961 года. Потом достали сверток и сразу поняли: автор послания – их коллега. Только профессиональные паркетчики используют такую бумагу.

"При настилке паркета она и применялась для устранения скрипа. Между слоями дерева она ложилась", – поясняет реставратор Александр Волкодав.

Тоньше картона, толще обычной бумаги, пожелтевшая от времени.
Записке почти пятьдесят лет. Крупные, размашистые буквы – след простого карандаша, а вместе с тем след в истории.

Это послание хорошо сохранилось, его даже можно прочесть: "Реставрировали зал Муз, бригада товарища Антонова в 1962 году, с мая месяца по сентябрь". Далее перечислены фамилии реставраторов: "Мельников, Белов, Леонов, Лебедев, Кудряшов". Указаны еще две фамилии, но прочесть их невозможно – почерк неразборчивый.

Сейчас сотрудники музея пытаются найти этих людей. Возможно, кто-то еще жив. Их опыт и, конечно, знания помогут нынешним мастерам. Тем более, что в архивах сохранилось очень мало информации о том, как реставрировали паркетные полы Китайского дворца после войны.

"Поэтому, найдя эту записку, во-первых, мы обнаружили, что данный щит вкрывали и поднимали, что не отображено в документах. Написано о восточной части, а о западной – ничего", – замечает заведующая сектором "Собственная дача и дворец Петра Третьего" Татьяна Сясина.

Паркет Китайского дворца уникален. Двадцать пород деревьев, сложнейший рисунок Антонио Ринальди. В архивах сохранились сведения: этот фигурный узор перебирали шесть раз. Впрочем, теперь музейщики делают поправку: оказывается – семь. Они верят, что найденный документ поможет раскрыть еще много тайн. Если не дворцовых, то реставрационных – точно.