22.01.2010 | 11:39

"Маскарад": одна из самых ожидаемых премьер сезона

Прошлым вечером на сцене Вахтанговского театра сыграли одну из самых ожидаемых премьер сезона. Это не преувеличение. "Маскараду" предшествовал и конфликт – Министерство культуры не намеревалось продлевать контракт с художественным руководителем театра, но труппа отстояла Римаса Туминаса. Да и сам спектакль театр ждал больше полувека. Постановка, к которой Арам Хачатурян сочинил свой знаменитый вальс, была готова в июне 41-го. О возвращении в афишу легендарного для театра названия и о совершенно новом прочтении лермонтовской драмы – "Новости культуры".



Сугробы на сцене, расстрел пианино и снежные вихри, переходящие в вихри пронзительного вальса, все это будет на этом "Маскараде", и даже немного хоккея. Но пока считанные минуты до премьеры, и наэлектризованность в воздухе, кажется, сравнима с напряжением лермонтовской драмы.

Евгений Князев, исполнитель роли Арбенина: "Выход на сцену сейчас равносилен игроку – выиграешь или проиграешь, вот это самое сложное!"

Когда к "Маскараду" или, если совсем по-лермонтовски, то к маскераду уже все готово - по сцене ходить строго воспрещено, так легко испортить эту белоснежную насыпь.

Адомас Яцовскис, художник-постановщик: "Повторить это было не легче, чем сделать заново.... а может, и сложнее".

Когда-то из бальных залов с балюстрадами режиссер Римас Туминас переместил маскарад прямо на заснеженные улицы Петербурга. На вахтанговской сцене метут метели, а когда смолкает вальс Хачатуряна, пронзительно запевают снежные вьюги, и стройными голосами хор подхватывает "соловушку".

Почти 15 лет назад Римас Туминас уже ставил лермонтовский "Маскарад" в Вильнюсе, он, кстати, до сих пор в репертуаре. Ремейк, ну или еще одна авторская версия – повторяет и сценографию, и мизансцены, но при этом бесспорно рождается новый спектакль.

Римас Туминас, режиссер: "Сейчас я скажу, мы играем запрещенную пьесу... один из цензоров писал – слишком открытые страсти".

Слишком – это как раз по Туминасу. Мастер парадоксов, а, порой, и абсурда, срежиссировал и пантомиму в духе "Лицедеев", и перекрестные бои "со снежками и без" - между мужской и женской половиной человечества. А Звездич не только будет вскарабкиваться вверх по стене, но еще встанет на коньки и даже споет почти по-грузински.

Роберт Стуруа, режиссер: "…Этот спектакль смотрел в оригинале, тогда был в восторге".

В финале Арбенина сметет огромный снежный ком его же собственной ревности. А ведь сначала это был снежок размером немногим больше рокового для Нины шарика мороженого.

Ольга Егошина, театровед: "Сейчас происходит удивительный процесс возрождения театра".

Видас Силюнас, театровед: "С самого начала спектакля из проруби в Неве появляется рыба... Одно желание она выполнила, чтобы в вахтанговском театре появилась сильная режиссура".

Для этого надо было расстрелять пианино, ни оставив от инструмента и винтика. А после - даже реальная зима бледнеет перед такой маскарадной зимой в театре.

Читайте также: Римас Туминас позвал на "Маскарад" хоккеиста

Елена Дьякова о спектакле "Маскарад" в Театре имени Вахтангова

Римас Туминас: "Маскарад" - это правда о людях и жестоком мире"

Александр Авдеев побывал на генеральном прогоне "Маскарада"