22.01.2010 | 23:34

Летописцы ратной славы

"Летописцы ратной славы" – так называется выставка, которую открывает в честь своего юбилея Студия военных художников имени Грекова. 75-летие студии, история которой начиналась с объединения художников-баталистов, отмечено масштабной экспозицией в Центральном выставочном зале "Манеж". На экспозиционной площади в пять тысяч квадратных метров представлены шесть сотен произведений искусства самых разных видов и жанров. Рассказывают "Новости культуры".



Студия Грекова помнит о прошлом, но живет настоящим. Юбилейную выставку открывают произведения легендарных художников. В экспозиции представлены хрестоматийные работы основателя студии Митрофана Грекова. Рядом – работы художников Николая Бута, Марата Самсонова, Николая Овечкина, созданные в 1950-е – 1970-е годы. Можно проследить, как меняется тематика картин. Ведь долгое время считалось, что Студия Грекова создает произведения лишь на военно-патриотическую тему, пишет живописную историю Красной Армии и Великой Отечественной войны.

В постсоветское время появились исторические картины на тему православия. Да и само отношение к событиям давно минувших дней изменилось. Об этом – картина Дмитрия Белюкина "Белая Армия. Исход".

"Несмотря на то, что Красная Армия, которую воспевал Митрофан Борисович Греков, разбила белогвардейцев, пришло осознание того, что это были те же честные русские люди, давшие присягу, что это была трагедия", – говорит народный художник России Дмитрий Белюкин.

Пожалуй, единственное, что остается неизменным в Студии Грекова, это следование художественным принципам реализма.

"Это очень хорошие традиции крепкого реализма, не имеющие совершенно ничего общего с тоскливым соцреализмом, который был. Всегда было искусство хорошее и плохое", – замечает народный художник России Михаил Переяславец.

Фирменным знаком юбилейной выставки стала диорама – уникальный продукт студии Грекова. Секреты создания диорам художники передают из поколения в поколение. Обычно на их создание уходит несколько лет. Та, что представлена на выставке, посвященная "Крещению дружины князя Владимира в Херсонесе", была создана практически за два месяца художниками Александром Самсоновым и Павлом Рыженко.

"Тонкость заключается в том, чтобы увязать предметное пространство, которое находится перед диорамой, непосредственно с композицией на холсте", – рассказывает народный художник России Александр Самсонов.

Диораму размером 32 на 6 метров провезли в "Манеж" целиком, свернутую в рулон. Вместо обычного клеевого грунта, художники использовали легкий, акриловый. После выставки диораму предполагается установить на смотровой площадке по дороге в Севастополь. Что же касается традиций, то одну художники-грековцы все-таки нарушили. В настоящее время в Студии проходят практику две молодых художницы, которые в скором времени пополнят этот мужской коллектив.