26.01.2010 | 13:23

Место социального плаката в современной России

Социальному плакату в современной России – быть, утверждают московские художники. Наглядные доказательства в защиту тезиса собрали на выставке работ победителей профессионального конкурса социального плаката. Единственное "но" - проблема "госзаказа", некогда обеспечившего расцвет этого особого жанра массового искусства советской эпохи. Сегодня подобные плакаты уже не дают "идеологически правильных" ответов, а ставят перед обществом неудобные вопросы. И востребованы они в большинстве стран мира – но, увы, не в нашей стране. Почему – выясняли "Новости культуры".



Цель хорошего плаката – заставить человека остановится. Емкое, афористичное сочетание изображения и надписи должно родить образ, мысль, отношение. Плакат рекламный демонстрирует ценности потребления. Социальный плакат будит и формирует гражданское общество, считают организаторы выставки.

Александр Лозенко, оргсекретарь Товарищества плакатистов Московского Союза Художников (МСХ): "Человек спрашивает: "Где ты?" И ищет человека, но там только овцы. Я бы даже острее поставил вопрос: где я? Потому что нам надо начинать с себя, становиться гражданами и понимать, что от нас зависит, - какое у нас будет государство, правительство, власть".

Нынешнее мероприятие – праздник для профессиональных плакатистов. Для социального плаката, который государством почти не востребован, в тендерах – не замечен, такая выставка – единственная возможность встречи со зрителем.

Александр Лозенко, оргсекретарь Товарищества плакатистов Московского Союза Художников (МСХ): "Пока плакат не тиражируется, пока его не видит народ, плакат не работает. И это главная наша проблема. И мы над ней бьемся, пытаемся обратить внимание людей, от которых это зависит".

Жанр социального плаката сегодня увлекает как художников со стажем, так и молодежь. Татьяна Немкова в профессии 20 лет. Ее плакат, посвященный проблеме застройки исторического центра Москвы, стал победителем конкурса.

Татьяна Немкова, художник: "Он же просто призывает к тому, чтобы люди задумались, что происходит с Москвой. Иначе мы полностью потеряем всю духовность, которая нас держит".

Обладатель второй премии Валерий Близнюк – живописец и фотограф, впервые попробовал себя в жанре плаката. Его диптих – два простреленных с обеих сторон кирпича – протест против любых запретов.

Валерий Близнюк, художник: "Мне очень понравилось заниматься плакатом именно возможностью высказаться. То, что мне в других видах искусства удавалось меньше, чем в плакате. Я с удовольствием буду заниматься этим дальше".

Заниматься плакатом дальше художникам пока по-прежнему придется в стол. Хотя после выставки какие-то из плакатов-участников, возможно, выйдут в город – на баннеры и сити-форматы. По крайней мере, так обещали власти Москвы. Вопрос – станет ли эта тенденция массовой… – вполне себе тема для талантливого социального плаката.