29.01.2010 | 23:37

"Донка" Даниэле Финци Паска – к 150-летию со дня рождения Чехова

Международный Театральный фестиваль имени Чехова представляет три мировые премьеры – спектакли, специально поставленные к 150-летию со дня рождения классика знаменитыми режиссерами. Сегодня на сцене Театра имени Моссовета Даниэле Финци Паска показал спектакль "Донка". Рассказывают "Новости культуры".



"Донка" – это слово Даниэле Финци Паска выучил в Таганроге. Увидел в местном музее Чехова короткую удочку с колокольчиком для ловли придонной рыбы и сразу представил, как писатель с ней медитировал, а потом рыбка клюнула – так была найдена ключевая деталь.

"Современники называли Чехова наблюдателем. Он умел разглядеть мельчайшие детали, тончайшие штрихи реальности, звуки, запахи – все в его произведениях воздействует на чувства читателя, как укол", – говорит Финци Паска.

Спектакль "Донка" – это чередование сцен "тишины", "сосредоточенности", "медитации" с такими острыми уколами.

Репетиция "Чайки". "Не надо этого драматизма, – советует испанскому артисту коллега француз. – Чехов о смерти говорил легко. Легче, еще легче".

"Мы играем легкость. Но это тревожная легкость. Все очень легко и просто, усилия почти незаметны, приближение катастрофы почти не чувствуется, но жизнь утекает между пальцев, как песок, и вдруг обрывается", – поясняет актер Роландо Таркини.

В этом спектакле почти нет чеховского текста, зато есть чеховские образы. Три сестры на трапециях в простеньких платьицах то толкают друг друга, то поддерживают. Шаткая конструкция, хрупкое равновесие, небрежная акробатика без страховки.

"Мы хотели показать красоту и хрупкость чеховского мира. Один из главных образов "Донки" – лед. Такой красивый, твердый на вид, и такой недолговечный. Я подумывал изо льда сделать все декорации. От этого пришлось отказаться, но одна сцена со льдом осталась, и она ключевая", – рассказывает сценограф Уго Гаржьюло.

Будто по скользкому льду вытанцовывается чечетка. Человек мучается, преодолевает, пытается устоять. Финальный монолог Сони из "Дяди Вани" звучит без единого слова.

Упражнение на баланс – хрустальный шар на лысой голове. Актеру нужно пройти по сцене, пританцовывая.

Еще одна находка принадлежит Даниэлю Сиру – создателю "колеса Сира".

"Я придумал это устройство пятнадцать лет назад в Цирке Элуаз. От так называемого "ренского колеса" – есть в цирковом искусстве такое устройство – оставил один гигантский обруч и научился работать с ним в разных плоскостях", – поясняет Даниэль.

Интернациональная труппа созданного Финци Паска театра "Сунил" владеет редкими цирковыми навыками, но в "Донке" этот высококлассный цирк – на службе у театра. К задаче поставить Чехова эти артисты подошли со свободой аутсайдеров. Никакого Станиславского за плечами. Бесстрашно воссоздают они чеховский мир: жестокий и лиричный, смешной и поэтичный, эксцентричный и хрупкий.

Все материалы по теме>>>