30.01.2010 | 22:38

Фильм Михаила Козакова - в эфире телеканала "Культура"

В понедельник, 1 февраля, на телеканале "Культура" начинается показ 6-тисерийного фильма "Очарование зла". Кинороман Михаила Козакова – о тех, кто бежал из советской России, спасаясь от большевиков в эмиграции. 40 действующих и реально существовавших в истории лиц - Марина Цветаева и ее муж Сергей Эфрон, "певица души русской" Надежда Плевицкая, председатель Третьей Государственной Думы Александр Гучков, его дочь - блестящая Вера Гучкова, кто из них работал на советскую разведку? Шпионские сети, детективный сюжет и, конечно, любовь, которая могла быть другой, не поддайся герои очарованию зла. Рассказывают "Новости культуры" .



Кабачки, где в Париже 30-х русские много пьют, поют об уставшей России, топят друг друга в воспоминаниях, тонут в них, безнадежно мечтая вернуться в страну, из которой бежали. Князь Святополк-Мирский, автор "Истории русской литературы" на английском, которую Набоков назовет лучшей историей на всех языках, потомок Рюриковичей, он променяет княжество на советский паспорт. Погибнет в Советах в 39-м. Но пока еще он на блистательном вечере, собравшем белую элиту в Париже. Через каких-то 10 лет в живых не останется почти никого.

Михаил Козаков, режиссер: "Почти все персонажи этой картины достаточно драматично и трагически заканчивают жизнь, пожалуй, кроме Гучковой, которая прожила очень долго и закончила в Кембридже, умерла старухой, равно, как и главный герой Болевич, который написан с Родзевича".

Белый офицер, Константин Родзевич, как и его друг, Сергей Эфрон, будет завербован советской разведкой, как и Эфрон, разделит любовь Марины Цветаевой, это Родзевичу Цветаева в свой пражский период посвятила "Поэму конца", одно из лучших своих произведений. В фильме, где место действия Париж, – они уже просто – друзья. Цветаева, не главный, но, как говорит Козаков, - очень важный герой.

Михаил Козаков, режиссер: "Великий поэт, муж которой стал служить по идейным соображениям в ОГПУ, и ее непростое к этому отношение - все-таки вернувшейся вслед за мужем в Советский Союз".

С Родзевичем Козаков познакомился лично, в Москве, в 67-м, кто он на самом деле, - не знал. Имя агента в фильме пришлось изменить, некоторые факты биографии додуманы, оперативного дела этого резидента сценаристам не дали. Написанный 20 лет назад по архивам КГБ, сценарий, имеет документальную основу, вот – красивая, образованная, настоящая - леди, и это настоящий оперативный псевдоним Веры Гучковой, дочери того самого думца Александра Гучкова, принявшего отречение Николая Второго. Женщина, кружившая головы, вышедшая замуж за шотландского лорда, очаровавшая самого Ежова, и очарованная тем, что в фильме называется злом.

Александр Бородянский, соавтор сценария фильма: "Нигде этого конкретно в документах нет, исходя из всех ее поступков, ее неуправляемости во время работы в разведке, это не выдумано нами, это во всех отчетах написано, ей хотелось как бы быть Матой Хари".

Запутанные и сложные отношения, люди, говорящие об одном, служащие – другому. Любимая певица последнего российского императора, "родной жаворонок" Федора Шаляпина, женщина, которой Леонид Собинов говорил: "Вы – талант, это все Надежда Плевицкая, агент по кличке Фермерша – это тоже она. Зачем ей, великой певице, советская разведка? Почему ее муж, Николай Скоблин, генерал белой армии пошел на вербовку? Участвовал в похищении генерала Миллера? За что и она, и он потом жестоко расплатились.

Никита Петров, заместитель председателя общества "Мемориал", историк: "Я не знаю, как это в фильме, но то, что он был убит по приказу Сталина, это абсолютно достоверный факт, была дана специальная телеграмма из Москвы Сталина в Париж, и Яше было четко сказано – хозяин просит, чтобы было сделано чисто, и что у жены должно создаться впечатление, что 13-й жив и находится дома".

Деньги, известно, что ОГПУ платило немалые, красная идея, вина перед родиной, ощущение в эмиграции своей второсортности, идеализм или авантюризм? Но что, какие мотивы заставляли их, во многом лучших, быть завербованными? Для Михаила Козакова этот кинороман – попытка понять психологию людей и того целого времени, этого искушения, очарования зла и такого большого и горького, неминуемого разочарования.

Итак, в понедельник, на телеканале "Культура", в 21:20 - первая серия многосерийного художественного фильма "Очарование зла".

Читайте также: "Действующие лица". Карен Бадалов

"Очарование зла". Кинороман Михаила Козакова

Режиссер Михаил Козаков: "Я человек, который оголтело ни о чем не судит"

"Очарование зла" Михаила Козакова на канале "Культура"