30.01.2010 | 22:59

О реформировании российского цирка

На этой неделе, во вторник, председатель правительства Владимир Путин обсуждал с министром культуры Александром Авдеевым основные проблемы в области культуры. Среди самых острых – состояние отечественного цирка. Напомним, еще в декабре с поста главы Росгосцирка был уволен Мстислав Запашный. Очевидно, без кардинальных перемен провести цирковую реформу невозможно. Проект новой концепции развития российского цирка представят уже весной. В ней заложены переход на паритетное финансирование некоторых российских цирков, совместно из федеральной казны и местных бюджетов, и введение художественно-экспертного совета, который будет отсекать откровенно слабые номера, коих сегодня немало. Интересные предложения по реформированию есть и у артистов цирка - они готовы на любые кульбиты - лишь бы быть услышанными. Тему продолжат "Новости культуры".



Братья Запашные. Одни из главных возмутителей спокойствия в мире цирка. Говорят то, что думают; не боятся пиара и делают так, как хотят. А хотят они свободы: от системы Росгосцирка. "Хотя сама система – как идея - не так уж и плоха", - уверяют братья.

Аскольд Запашный, артист цирка: "Уникальна она тем, что это централизованная организация. К этому стремятся во многих странах мира".

Компания Росгосцирк - наследница Союзгосцирка. Самой мощной и большой культурной организации во всем мире. А советский цирк был таким же брендом страны, как балет и Большой театр. Сейчас уже ностальгия обязывает – никто не вспоминает, что сами артисты зачастую получали копейки, зато в финансовые закрома родины вливались ручьи конвертируемой валюты. Вливания прекратились после развала СССР. Зато по стране и миру начались чесы – не самого высокого уровня выступления артистов разного уровня мастерства. Главное было собрать побольше денег, а авторитет бренда тем временем стремительно падал. Как и авторитет самой компании теперь уже под другим названием – Росгосцирк.

Эдгард Запашный, артист цирка: "Монархическая компания с полным отсутствием контроля над человеком, который возглавляет эту систему".

Система хоть и плохо функционирует, но существует. И в ее ведении – 42 цирка по всей России – от Калининграда до Владивостока. Разной степени обшарпанности. 6 тысяч животных – разной степени дрессированности. И две тысячи артистов – разной степени подготовленности. В цирке ходят анекдоты о тех артистах, что заканчивают цирковое училище, приходят в Росгосцирк – тут же выходят в репетиционный период, а спустя много лет – не сделав ни одного номера – уходят на пенсию.

18 лет назад от системы Росгосцирка отделились 6 цирков. И живут сейчас довольно неплохо. Но зато с постоянной головной болью: как заработать - да так, чтоб не повышать цены на билеты. Но покупая новое оборудование, цирк должен превратиться из набора сальто-мортале и пируэтов в эффектное шоу, из которого будет ясно, что в мире уже существуют 3Д анимация и различные свето-звуко-эффекты.

Леонид Костюк, директор, художественный руководитель Большого Московского Государственного цирка на проспекте Вернадского: "Мы купили новую технику. Страшно? А мы ее купили, потому что народ пошел. Это новое".

Леонид Костюк – один из самых непримиримых борцов с нынешней системой Росгосцирка и ее главным достижением – конвейерной системой. Когда артисты, принадлежащие Росгосцирку, в каждом городе дают представлений по 10, потом уезжают в следующий город, уступая место на арене другим. Однако директора региональных театров Костюка не поддерживают.

Анатолий Марчевский, директор, художественный руководитель Екатеринбургского Государственного цирка им. В. Филатова: "Мы живем по другому принципу, и мы не можем набрать себе артистов в штат, потому что если в Москве программа весь год работается, то у нас через месяц уже посмотрели".

За конвейерную систему – и директор цирка на Цветном бульваре Максим Никулин. Правда, для этого Росгосцирк должен трансформироваться в крупное артистическое агентство.

Максим Никулин, директор, художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре: "Цирк должен прокатывать. То, что мы создаем номера, – это не от хорошей жизни. Если мы не будем этого делать, через несколько лет нечего будет кушать".

Нечего кушать. Ладно людям, - животным. Это главный аргумент тех, кто –за систему.

Самое сложное и дорогое в цирке – это обеспечить животных. Тем не менее, и здесь еще встречаются люди, которые действуют по принципу: чем больше животных, тем лучше. Например, в проекте Гии Эрадзе – триста животных. Людей, кстати, меньше – около семидесяти.

Когда 11-летний Гия Эрадзе пришел в цирк, он мечтал только об одном – делать большое – в буквальном смысле этого слова – искусство. И делает. При поддержке.

Гия Эрадзе, артист цирка: "Все мои артисты – артисты Росгосцирка. Все. У нас трудовые книжки, маршрут гастрольный – это то, что делают они. Без Росгосцирка мы не можем функционировать".

С Эрадзе не согласны артисты, состоящие в штатах цирков. Например, Цирка на проспекте Вернадского.

Александр и Лада Сарнацкие, артисты цирка: "Мы работали в городах, принадлежащих Росгосцирку. Грустная картина".

О грустной картине в регионах и в Москве думают не только в цирках, но и в министерстве культуры. Там, наконец, задались грустными вопросами. Поставив вопросы, решили на них отвечать. Реформами, смысл которых обнародуют весной, и финансовыми вложениями государства.

Алексей Шалашов, директор Департамента современного искусства и международных культурных связей Министерства культуры РФ: "Это точно будут деньги, направленные на создание цирковых программ, на доступность цирков и на инфраструктуру".

Деньги – как обещают – будут выделены всем: частному цирку на Цветном, государственным, но самостоятельным – как в Москве или Ижевске, и всеми обсуждаемой компании Росгосцирк.

Александр Калмыков, генеральный директор Росгосцирка: "У нас нет антагонизма. Периодические вопросы: надо ли передать эти цирки компании, надо распилить компанию. Огромные бомбовые вопросы: они не стабилизировали ситуацию. Надо сейчас смириться с системой, и давайте мы ее примем".

Смиряться с системой или менять ее - будут решать. И решать быстро - пока цирк не уехал, а клоуны – и другие артисты - не разбежались. Совсем.

***
Разговор о проблемах российского цирка будет продолжен на следующей неделе. Корреспонденты "Новостей культуры" в Костроме готовят материал о передаче местного цирка в ведение региональных властей.