13.07.2012 | 10:15

Петр Фоменко отмечает юбилей

Вечное сомнение и вечный поиск. Если он говорит «да», то затем неизменно следует «но». Петр Фоменко, руководитель знаменитой мастерской, мыслит не стандартно, любит взрывать ситуацию, непредсказуемо ее разворачивать. Отчисленный некогда из Школы-студии МХАТ за «хулиганство», сегодня он - живое оправдание системы Станиславского и хранитель театра, чей репертуар держится на русской классике. Что впрочем, не отменяет хулиганства. Один из самых влиятельных деятелей современного русского театра отмечает сегодня свое восьмидесятилетие. Отмечает, как привык, без интервью и пафосных речей. Рассказывают «Новости культуры».  

Непредсказуемый, парадоксальный, ни да, ни нет не говорит, вместо точек ставит отточие, улыбку прячет в грозных усах, - Петр Фоменко - мастер непрямых путей. В театр пришел из музыки: до Школы–студии МХАТ и ГИТИСа, окончил и Гнесинский институт, и училище Ипполитова-Иванова, по классу скрипки. Теперь его спектакли называют лирическими симфониями, и признают – режиссирует, как дирижирует, по законам музыкальной драматургии.

Его оркестр - «фоменки». Словно брызги шампанского или воздушные шары - яблоко от яблони… Ученики своего мастера. От него усвоили эту игру: легкость, лукавство, волшебство - чистая театральная энергия. Сам он зовет ее самокритично «энергия заблуждения». Способна творить чудеса.

«Бывают моменты, когда вдруг появляется возможность вместе с ним полетать», - говорит заслуженная артистка России Ксения Кутепова.

В основе фирменной «фоменковской» легкости - кропотливая работа с текстом: читают здесь годами, нащупывают интонацию.

«Каждой буковке, каждому слову - большое внимание», - объясняет заслуженная артистка России Мадлен Джабраилова.

На основе этих разборов Петр Фоменко и создает свой режиссерский «замес». Живая субстанция - вроде закваски - актеры пекут на ней свой хлеб десятилетиями.

«Фоменко видит в театре нечто большее, чем грандиозную изысканную забаву, в его спектаклях есть это - грандиозная изысканная забава», - говорит театровед Алексей Бартошевич.

Такую свою мастерскую, где играют и ставят его ученики, - Петр Фоменко обрел только к шестидесяти. А до того слыл неустойчивым гением: его «Смерть Тарелкина» в Театре Маяковского закрыли по цензурным соображениям: десять лет в Ленинграде, два сезона в Тбилиси. Психологизм, крупные планы и работа актера с текстом от автора – все это Фоменко отрабатывал на телевидении, в спектаклях по Пушкину и Толстому. Здесь в его орбиту попали и Олег Янковский, и Леонид Филатов, и Александр Калягин, и Маргарита Терехова.

«Он мне сказал как-то, а я потом долго думал над этим советом. «Делай сентиментальней, не бойся сантиментов», - вспоминает народный артист СССР Марк Захаров.

Сам Петр Наумович в этом смысле бесстрашен, потому на его спектаклях каждый вспомнит и о детстве своем, и о первой любви. Любят, плачут и умиляются и в фильмах режиссера Фоменко. Увы, их всего три. «На всю оставшуюся жизнь», «Поездки на старом автомобиле» и «Почти смешная история».

В любой работе Петра Фоменко можно найти прекрасную «козу». Он никогда не забывает, какое это, в сущности, легкомыслие - лицедейство. «Задание дается такое – это должно быть сыграно нежно, но с легким идиотизмом. Совершенно серьезно, - говорит он. - Театр без идиотизма не существует», - говорит народная артистка РСФСР Людмила Максакова.

Людмила Максакова жалуется – это Петр Наумыч заразил ее тоской по театральному совершенству. В 93 году поставил в буфере Театра Вахтангова свое хулиганское - «Без вины виноватые», получил Госпремию и премию Станиславского, признан народным. В том же году открыл свой театр. И началось - всеобщее признание режиссера Фоменко гением. За последние десять лет его театр отпраздновал новоселье, в рост пошло уже четвертое поколение «фоменок», а их мастер поднаторел в искусстве избегать докучливой славы, чтобы оставалось время пестовать учеников и хранить верность любимым авторам – Пушкину и Толстому, Островскому и Чехову, Юлию Киму и Борису Вахтину. Ставить, как прежде, с азартом и верить в то, чему учит.

К юбилею Петра Фоменко наш телеканал подготовил сразу несколько программ. Сегодня, в 19:45, в эфир выйдет документальная картина «Фома. Поцелуй через стекло», а сразу по ее окончании, в 20:25 – телеверсия спектакля «Мастерской Петра Фоменко» «Волки и овцы». 15 июля, в воскресенье, смотрите творческий вечер режиссера. Начало - в 21:15.