02.02.2010 | 10:33

Фотографии как картины

Фотографии, превратившиеся в картины. Сегодня в Москве открывается ретроспективная выставка французского художника Жана-Марка Бустаманта. Экспозиция станет первым пунктом в обширной художественной программе "Года Франции в России". Жан-Марк Бустамант работает в самых разных техниках. Однако, всемирную известность ему принесли работы, выполненные в жанре "пластической фотографии". Что это такое, выясняли "Новости культуры".



Жан-Марк Бустамант знает, как превратить фотографию в картину. Отпечаток должен быть единственным и широкоформатным, изображение детально проработано. С этой идеей он дебютировал в конце 70-х.
Художник Жан-Марк Бустамант говорит: "Я называю это "медленный снимок". Такой объект мог бы выбрать любитель, это как бы "случайный" взгляд. Объект тривиальный, но оттого, что я так подробно им занимаюсь, он начинает затягивать зрителя".

Свою московскую ретроспективу Бустамант курирует сам. Экспонирование – один из способов превратить фотографию в современное искусство. В этом зале фотографии – элемент тотальной инсталляции. Чтобы разглядеть снимки фактурных крон рядом с фактурным куском обоев приходится прокладывать себе дорожку между скульптурами надгробий.
На выставке оказываются очень важны фактуры, все хочется потрогать: глянцевое изображение шершавых кипарисов, шершаво-гладкие надгробия. Все вместе создает нужную атмосферу, воздействует на чувства.

Есть и зал с конструктивистской атмосферой. Освобожденный от прагматики архитектурный проект: скульптуры двойного зеркала и то ли двери, то ли кровати, но тоже двойной; двойной рефлекс на ручках, свинченных художником в поезде Тулуза-Барселона и отпечатанное на плексигласе фото из архитектурного журнала 30-х годов.
"С самого начала меня занимала сама специфика фотографии: свет, тень, глубина резкости, яркость, цветность.. Исследуя эти категории, я обнаружил, что они действуют и в скульптуре, и в живописи", - так говорит о своих изысканиях Бустамант.

Живопись для Бустаманта – одна из форм фотографии. И наоборот. И то, и другое он наносит на плексиглас. Это подлинная находка. Цветная плоскость на оргстекле выигрывает в яркости, и, что невозможно в живописи на холсте, в игру включается прозрачная поверхность. Взаимодействие матовости и прозрачности создает многослойное изображение: оно отбрасывает цветную тень, оно наполнено светом. Чтобы зритель не сомневался, что перед ним живопись, в центре зала – функциональная скульптура.
"Как это принято в классических музеях: если в зале живопись, должна быть и банкетка, - говорит Бустамант. – Вот и я такую придумал, эскиз обивки в тон картинам".

Живопись Бустаманта – абстрактна, орнаментальна, декоративна, а фотография на плексигласе – фигуративна и философична. В серии "Панорамы" художник преображает анонимные любительские снимки: хоккеистов, рокеров и двух улыбчивых сестер.
"Я нашел это фото в сети, - признается художник. – Поработал с цветом, сильно увеличил и сделал полупрозрачный отпечаток. Эффект, строго говоря, не фотографический, не реалистичный, а скажем так, - ностальгический". Героини кому-то кажутся более живыми, чем мы, кому-то наоборот. Но в любом случае, эта работа ставит зрителя в ситуацию, когда два различных мира созерцают друг друга.
Опыт созерцания, по Бустаманту, нуждается в повторении. Он работает сериями: "картины", "панорамы", "континенты", "трофеи". От принятого в изобразительном искусстве разделения на фотографию, живопись, скульптуру, он на почтительном отдалении. Эта дистанция помогает ему продолжать свои формальные эксперименты с плотностью образа, его цветом, светом и эффектом.

Все материалы о Годе России и Франции 2010>>>