13.07.2012 | 12:02

Параллельная программа Московской биеннале молодого искусства

Арсений Жиляев – в современном арт-сообществе личность довольно известная. Он один из активных участников Московской международной биеннале молодого искусства, которая проходит в эти дни. Его работа под названием «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы» демонстрируется в параллельной программе. В рамках этого концептуального проекта художник создает некий миф на производственную тему. «Новости культуры» пытались выяснить: кто из его субъектов является реальным художником, а кто – выдуман. 

Музыка революции соответствует эстетике выставки. Она состоит из двух частей – живопись послереволюционного периода из собрания Третьяковки и произведения, созданные трудящимися. Рядом с каждым экспонатом табличка с фамилией автора и подробной биографией. В действительности, это мистификация, никаких авторов нет. Все экспонаты создал сам Арсений Жиляев.

«Идея проекта заключается в том, чтобы показать альтернативный взгляд на современное искусство, прочертить некую возможную ветвь, которая была в 20-е годы, во времена авангарда, и потом прервалась. И сделать это в форме воображаемого музея», - объясняет Арсений Жиляев.

В этот воображаемый музей вошли те экспонаты, которые, по словам автора, пока не попали, да, может никогда и не попадут ни в один реальный музей. Это своеобразные коллажи, которыми оформляли раньше и оформляют сейчас рабочие места. Только в 60-е это было место у станка, а в нулевые – место в офисе. Выставка Арсения Жиляева - это римейк выставки Третьяковской галереи 31 года, которая называлась «Опытная марксистская экспозиция» и вызвала очень много споров.

«Потому что искусство предлагалось рассматривать по классовому принципу. И сохранились фотографии этой выставки, сохранились названия разделов: искусство буржуазии, искусство капиталистического периода, какие-то названия, которые сегодня кажутся странными. Это была примета времени, и долго не продержалась такая экспозиция», - рассказывает генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

В эту экспозицию в качестве экспериментальных форм искусства вошли политические акции молодежи, обмен в Интернете смешными карикатурами, аватары из социальных сетей, как пример самопиара. Арсений Жиляев доводит это до абсурда и предлагает считать искусством вообще абсолютно все, любую форму деятельности.

В том числе любую видеозапись, снятую на телефон и выложенную в Интернет. В первую очередь, потому что это абсолютно некоммерческое искусство, за никого никто не заплатит. Интересно, что бы по этому поводу сказал Павел Михайлович Третьяков?

Все материалы о Третьей биеннале молодого искусства>>>