03.02.2010 | 10:29

Религия приходит в школу

"Основы религиозных культур и светской этики" - так называется новый учебный курс, который в скором времени будет апробирован в 19 регионах страны. Помимо этого, в рамках президентской программы "Наша новая школа", с весны этого года ученикам будет предложено изучать одну из четырех мировых религий – православие, ислам, иудаизм или буддизм. Пока у всех участников образовательного эксперимента больше вопросов, чем ответов. Для кого новые предметы окажутся труднее – для преподавателей или учеников – выясняли "Новости культуры".



Ну, во-первых, для начала нужно определить – что такое человеческая душа, эмоция и сам человек.
"Неужто определит?"

Фрагмент фильма "Доживем до понедельника" Станислава Ростоцкого.

Авторам учебников по основам религиозных культур и светской этики пришлось отвечать и на более сложные вопросы. И очень быстро. Начало эксперимента – апрель этого года. В издательстве "Просвещение" уже полным ходом верстают пособия для учителей и родителей. С их обложек на фоне кремлевских башен улыбаются дети всех рас, под обложками – серьезное содержание.

Валерий Тишков – ответственный редактор книги для учителей. В ней будет 350 страниц, но и их может не хватить, чтобы решить возникающие проблемы.

Валерий Тишков, академик РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН: "Как разделить классы на эти группы в четвертом классе? Мне неясно, но это будут делать уже в школе. И вторая трудность – все-таки большинство наших учителей – люди невоцерковленные, закончившие светские ВУЗы, и для них даже текст будет непросто усвоить".

Так относились к религиозно настроенным гражданам в советское время. Теперь – задача обратная – заполнить лакуну в головах и сердцах. В Министерстве образования нас заверили, что делать это будут весьма деликатно. Уже организованы спецкурсы для тех, кто станет готовить учителей по новому предмету. Эксперимент продлится год, учебные пособия будут корректироваться. Сейчас думают, как быть, если весь класс выберет изучение православия, а кто-то один – буддизм или основы светской этики, например.

Игорь Реморенко, директор Департамента государственной политики в образовании: "Если тридцать выбрали одно, а один – другое, то уже школьный совет будет решать – может ли найти школа средства в бюджете, чтобы организовать обучение или же консультирование по выбранному предмету".

Три пособия подготовили не ученые-религиоведы, а представители конфессий. Так, о буддизме написал Бабу-Лама, текст по иудаизму – помощник главного раввина России Андрей Глоцер. Над учебником по православию работал диакон Андрей Кураев.

Андрей Кураев, диакон: "Культура – это все то в жизни человека, что нельзя объяснить, исходя из анатомии и физиологии, соответственно, основы православной культуры – это, прежде всего, мир человеческих мотивов и поступков. И, соответственно, разговор о православной культуре – это не разговор об иконах и картинах, а о том, как себя ведет человек".

Новой учебной программе отводится 34 часа. Осталось дождаться первых впечатлений участников процесса – школьников, педагогов, духовных лидеров и критиков этой программы.

Как бы то ни было, все стороны сходятся в одном – такой учебный курс – лучше, чем ничего. И еще одна важная деталь – оценки по новому предмету ставить не будут. Так что "два по закону Божьему" пока никому не грозит.