04.02.2010 | 10:25

Алиса с нижнего Ист-Сайда - героиня картин Михаила Одноралова

В Третьяковской галерее открывается ретроспективная выставка работ Михаила Одноралова - одного из лидеров советского художественного андеграунда. Во многом благодаря его усилиям в 1975 году неофициальные художники перестали считаться в Советском Союзе тунеядцами. Это произошло после того, как они были официально признаны и стали членами творческого профсоюза. Подробнее о творчестве Михаила Одноралова рассказывают "Новости культуры".



Михаил Одноралов только что приехал из Нью-Йорка. Он живет в Америке, куда перебрался в 1980 году, сразу после Олимпиады в Москве, имея всего 500 долларов в кармане. Когда-то, живя в Советском Союзе, он бросался на амбразуру, пытаясь защитить неофициальное искусство. В 1974 Михаил Одноралов и еще несколько художников выставили свои работы в лесопарке Беляево на окраине Москвы. Впервые в СССР открыто демонстрировались работы неофициальных художников. Выставка была запрещена властями.

"Никто этого не ожидал, и сама идея – бульдозер на картинку – это было очень визуально выразительно. Нескольким дали 15 суток, но поскольку поднялся скандал, всех выпустили", - впоминает Михаил Одноралов.

В отделении милиции художникам заявили: "Стрелять вас надо, только патронов жалко". Уже через год власти разрешили выставку неофициальных художников в павильоне "Пчеловодство" на ВДНХ. Власти решили взять андеграунд под свой контроль, поняв, что его невозможно запретить в принципе.

"Впервые при советской власти на наших выставках выставлялись картины религиозного содержания, и советская власть промолчала. Это с двумя иконами Серафима Саровского", - говорит художник.

Алиса с нижнего Ист-Сайда – так Михаил Одноралов называет главную героиню своих картин, которые пишет в мастерской, расположенной в одноименном районе Нью-Йорка. Девочка-тинейджер, скопированная художником с журнальной фотографии, как и Алиса Льюиса Кэрролла, ищет себя в мире, где нет гармонии.

Куратор выставки Мария Бодрова считает, что "все эти вывороченные зайцы, поломанные куклы, и обнаженные в летаргическом состоянии подростки-девочки - это деструктивность сегодняшнего времени".

В свое время чтобы вывезти эти картины в Америку, Михаилу Одноралову пришлось пойти на хитрость – оформить их как незаконченные эскизы. На обратной стороне и сегодня можно разглядеть штамп "Разрешено к вывозу из СССР".

На выставке также представлено знаменитое на весь Советский Союз пальто, которое 1975 году произвело настоящий фурор на выставке на ВДНХ. В то время в СССР было еще одно пальто, которое сохраняли так же тщательно, как и его обладателя. "Черное пальтишко Ленина, в котором он был, когда в него выстрелила Каплан", - напоминает Одноралов. Выставив свое пальто как произведение искусства, Михаил Одноралов тем самым открыто заявил, что советские художники на мушке у власти.