04.02.2010 | 20:26

Исключительное операторское видение Юрия Векслера

Десятки отечественных фильмов разных жанров, стилистически непохожих, созданных лучшими режиссерами, сняты одной камерой. Точнее одним оператором – Юрием Векслером. Его художественное чутье безупречно воссоздавало на экране и образы викторианской Англии, и жизнь трудных подростков советской эпохи. При том, что высшего кинематографического образования у Юрия Векслера – не было. Сегодня исполнилось 70 лет со дня рождения мастера. Рассказывают "Новости культуры" .



В детстве его называли ленфильмовским мальчиком. На знаменитой студии работали родители. Папа Аркадий Векслер был известным художником кино. Вполне естественно, что после школы Юрий Векслер стал сотрудником "Ленфильма" - вначале только помощником фотографа, затем помощником оператора Дмитрия Долинина. В 1969 режиссер Виталий Мельников начинал съемки новой картины.

Дмитрий Долинин, кинооператор, кинорежиссер: "На одной картине "Семь невест ефрейтора Збруева" у меня был роман, я слинял, доверил ему камеру. Мельников не доволен".

Мельников решил выяснить, что умеет оператор без ВГИКовского образования и опыта работы. И попросил Векслера снять один эпизод с никому не известной тогда актрисой Еленой Соловей. Картина "Семь невест ефрейтора Збруева" была задумана как притча, стилизована под лубок - русскую народную картинку. Тут очень важна была ирония, поэтому Мельников не был уверен в новом операторе.

Виталий Мельников, кинорежиссер: "Когда я отсмотрел первый материал, я обрадовался – потому что все было понято: и юмор, и ощущения, и атмосфера веселой и добродушной иронии".

Очень скоро Юрий Векслер стал одним из самых востребованных кинооператоров. Умный, тонкий, с хорошим художественным вкусом,

Векслер прекрасно чувствовал стиль, смысл каждого фильма. Он не занимался самовыражением. Про многие снятые им ленты говорят - никогда не догадаться, что это работы одного и того же оператора. Он, как никто другой снимал, как говорят профессионалы, с рук, без штатива. По многу часов в день худенький, небольшого роста человек держал на весу десятикилограммовую кинокамеру. Именно так сняты "Пацаны" Динары Асановой, "Отпуск в сентябре" и "Старший сын" Виталия Мельникова. На съемочной площадке "Старшего сына" Векслер познакомился с актрисой Светланой Крючковой. Они поженились и прожили вместе 14 лет.

У него было исключительное операторское видение. Знаменитый сериал про Шерлока Холмса снимали в основном в Ленинграде - но зрители видели викторианскую Англию. Запоминающийся эпизод - Холмс и Ватсон у камина - придумал именно Векслер. Внимательно вчитывался в сценарий каждого фильма, подолгу работал с актерами.

Светлана Крючкова вспоминает, что всегда советовалась с мужем как с режиссером. Возможно, он и стал бы снимать самостоятельно и писать сценарии, если бы не ранняя смерть - в возрасте 51 года. Только близкие знали, что Векслер был еще и прекрасным фотографом и живописцем. В середине февраля в память о мастере в Петербурге откроется выставка его фотографий и рисунков.

Читайте также: 70 лет со дня рождения оператора Юрия Векслера