05.02.2010 | 10:22

"Джентльменъ" на сцене "Современника"

Сегодня вечером столичной публике будет представлен "Джентльменъ". Первое знакомство зрителей с этой пьесой Александра Сумбатова-Южина состоялось в 1897 году и обернулось скандалом. Автора – известного актера и драматурга - обвинили в клевете, а спектакль назвали пасквилем на просвещенное московское купечество. Через два года пьесу реабилитировали и наградили Сумбатова-Южина Грибоедовской премией. Но ее сценическая судьба не сложилась. Забытую пьесу отыскал Евгений Каменькович и предложил театру "Современник". Режиссер убежден, что такого "Джентльмена" без труда можно встретить и в наше время. Побробности - в "Новостях культуры".



Еще в начале сезона в "Современнике" этим спектаклем обещали "ударить по гламуру". Сейчас, глядя на сцену, можно предположить, что в театре последовали народной мудрости "клин клином вышибают". По крайней мере, такой художественный размах сопоставим с оперной постановкой. Об этом рассказывает художник Павел Каплевич, придумавший не только сценографию и костюмы, но даже специальные ткани для них. "На заводе потерял полпальца - делал ткани", - сетует художник.

Такие жертвы как раз в духе главной сценографической идеи спектакля - "Россия - родина слонов". На сцене - слон такой, эдакий и даже фруктовый. "Есть известная фотография Сумбатова-Южина со слоном, - гвоорит режиссер Евгений Каменькович. - Слонов дарят на счастье... В Нью-Йорке недавно была свадьба со слоном".

Все это - и сомнительное счастье, и пышная свадьба - из пьесы. В 1897 году Сумбатов-Южин описал нравы джентльменов из среды коммерсантов и журналистов. Евгений Каменькович признается, что, когда прочитал пьесу, поразился ее актуальности и сразу решил... ни в коем случае не переносить время действия спектакля в современность. На сцене "Современника" представлен XIX век, текст - почти без купюр. Каменькович впервые ставит в "Современнике", предлагая актерам комичные оперные арии и характерные роли.

Главный герой – молодой миллионер Рыдлов, владелец заводов и пароходов. Он стремится обзавестись и своей газетой, тем более что в свободное время предпочитает пописывать. Жена его - красавица Кэт, профессорская дочка. Рыдлова она не любит, но жить они будут вместе...

Артур Смольянинов, исполнитель роли Лариона Рыдлова, говорит: "В мире всего наносного очень сложно остаться самим собой. Конфликт пьесы в этом".

Марина Александрова исполняет роль Екатерины Вадимовны. "Самый трудный жанр – трагикомедия, - говорит актриса. - Если мы приблизимся к трагикомедии, мы будем идти в правильном направлении".

Режиссер вполне серьезно предрекает появление в Москве или Подмосковье чуть ли не крепостных театров. Впрочем, не опоздал ли он с этим пророчеством? Если говорить об актуальности, то больше всего джентльмены на сцене "Современника" напоминают не наших современников, а "джентльменов" конца 1990-х .

Читайте также:

Елена Дьякова о спектакле "Джентльменъ"