05.02.2010 | 23:36

"Туркестанский авангард" - в музее Востока

Государственный музей Востока представляет выставку "Туркестанский авангард". В двадцатые-тридцатые годы художники из разных уголков России отправлялись на Восток, который стал советским, но остался экзотичным и загадочным. Волна советского ориентализма увлекла многих талантливых мастеров. Они учились у местных художников-орнаменталистов, синтезировали восточные традиции и европейскую живописную культуру – так и возникло явление "туркестанского авангарда". Но учителями становились и гости: русские мастера вырастили первое на Востоке поколение живописцев, графиков и скульпторов. Рассказывают "Новости культуры" .



В восемнадцатом году Туркестан стал советским. Вслед за агитбригадами в Среднюю Азию потянулись караваны, груженные корзинами с кисточками и красками. Это ехали эмиссары нового пролетарского искусства, авангарда – художники из Москвы и Петербурга, которые должны были научить ему местных наккашей – ремесленников, рисовавших узоры. Но для начала им нужно было объяснить, что такое искусство в принципе.

"В 30-е годы был такой момент, когда один из художников – не буду называть его имени, он хороший человек, но он сказал, что из узбекских художников не может быть настоящих станковистов, т.е., профессиональных художников, они по природе своей декоративны, и они могут быть хорошими декораторами. И Волков тогда сказал, он встретил целый курс, который шел, и многие плакали: "В чем дело?" "Нам сказали, что мы не можем стать художниками". "Я беру вас, и мы докажем, что вы можете быть профессионалами"", - рассказывает художник Александр Волков.

В начале XX века Туркестан все еще жил по законам Средневековья. Советская власть поломала прежний уклад жизни. Женщин призывали снять паранджу, мужчин в красных юртах обучали грамоте. Опьяненные идеей "Искусство в массы", столичные художники учили молодых узбеков – конечно, только тех, кто соглашался, а таких было поначалу немного – писать незатейливые сюжеты на тему новой жизни. Своих живописцев в Средней Азии в силу традиций никогда не было, самым популярным видом искусства здесь всегда был "халатный авангард".

"По существу, это была передвижная выставка туркестанского авангарда. Когда люди приходили в этих халатах, все балдели, друг на друга смотрели. Это была ходячая картина. Нигде в мире никто таких вещей не делал", - объясняет коллекционер Таир Таиров.

Многие из художников, которые в десятые и двадцатые годы приехали в Среднюю Азию, остались здесь навсегда. Как, например, Александр Николаев, который принял мусульманство и новое имя Усто Мумин, за что потом и преследовался ОГПУ. Другие со временем превратились в добросовестных исполнителей госзаказа, как того потребовало новое время. Для самого Туркестана немногочисленная группа авангардистов из Москвы и Петербурга, как говорят здесь, стала тем автобусом, на котором – хотя бы одну остановку – проехали все среднеазиатские художники.