06.02.2010 | 22:07

Фасады старой Москвы - как сохранить облик города?

Изнанка и лицо исторических зданий – это одна из болезненных тем для чиновников, историков и самих жителей столицы. Мало того, что за фасадами памятников архитектуры зачастую скрываются пустоты (это теперь называется "реставрация по-московски"), так еще и не совсем понятно, кто именно отвечает за внешний вид зданий. Это не только проблема самовольного остекления балконов, тиражирования кондиционеров и спутниковых антенн на фасадах. До сих пор нет закона об ответственности за сохранность архитектурного аверса исторических зданий. Облик некоторых из них внимательно рассмотрели "Новости культуры".



Застекленный балкон в центре мегаполиса – мечта или вынужденный шаг в погоне за лишними метрами и обустройством быта? Как бы там ни было, но в России в последнее время стало модным заботливо относиться к фасадам исторических зданий. В Петербурге недавно объявили войну кондиционерам и спутниковым тарелкам, уютно устроившимся на памятниках архитектуры. В Москве это движение лишь набирает обороты. Хотя, не совсем понятно, почему только сейчас. Еще десять лет назад на свет появился закон города Москвы, запрещающий размещать на таких зданиях все, что искажает их первоначальный вид.

"К сожалению, на практике это не работало. Для архитектурно-художественного совета при главном архитекторе Москвы эта тематика не была приоритетной. Они были больше сосредоточены на оформлении площадей, улиц. А то, что происходило на зданиях, их не волновало, – говорит Валерий Шевчук, председатель Комитета по культурному наследию Москвы.

"Проблема законодательства связана не просто с отсутствием закона, а с появлением закона о рекламе, жилищном кодексе и градостроительном кодексе. Во всех этих документах отсутствует возможность регулирования процессов сохранения облика города", – рассказывает Игорь Воскресенский, главный художник Москвы, заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы.

Дело даже не во взаимных обвинениях чиновников, а в том, что непонятно, кто отвечает за фасады. Например, Климентовский переулок, 6, – по этому адресу находится один из богатейших доходных домов начала ХХ века и один из первых московских небоскребов архитектора Эрнста Нирнзее.

"Как и многие дома в Москве, этот дом очень неоднороден по социальному составу. Здесь есть и выкупленные квартиры, прошедшие евроремонт; есть квартиры, где жильцы живут с советских времен. Остались и коммуналки – это очень хорошо видно, если посмотреть на окна дома", – замечает куратор общественной организации "Архнадзор".

Официально этот дом является объектом культурного наследия, но в нем больше ста собственников. Такая же ситуация и с другими домами – на Мясницкой, на Покровке, на Садовом кольце. И если коммунальные службы отвечают за чердаки, подъезды и крыши, то кто же отвечает за фасад? Одно из возможных решений этой проблемы предлагают городские власти: создать товарищества собственников жилья, которые могли бы контролировать сохранность исторических фасадов. Хотя опять не совсем ясно, как это будет на деле.

Печальное зрелище ожидает москвичей в Плотниковом переулке, 4. Знаменитые своим фривольным содержанием фризы доходного дома, с ликами муз и великих классиков русской словесности, теперь выглядят совсем не так, как в былые времена. А ведь они предназначались для Музея изящных искусств на Волхонке, хотя и были отвергнуты Цветаевым из-за слишком вольной интерпретации. Музы с поэтами не выдерживают равнодушия чиновников и жителей города, поэтому скоро превратятся в прах. Только потеряют свои лица в этом случае не они.

Если посмотреть на эту проблему в исторической перспективе, то москвичи ничем не отличаются от древних римлян. Они так же жалуются на шум, пыль и пробки на дорогах. Проблема внешнего вида жилых зданий у москвичей на последнем месте – это данные последнего независимого социологического исследования. Эстетам же остается ждать, пока все предложения о фасадах обретут статус закона.

Все материалы по теме>>>