08.02.2010 | 11:30

"Кто автор этого безобразия?". Автор - Николай Эрдман

Гневный вопрос "Кто автор этого безобразия? " едва ли уместен в рамках юбилейного торжества. Но спектаклем именно с таким названием в столичном театре "Эрмитаж" решили отметить предстоящее в этом году 110-летие со дня рождения драматурга Николая Эрдмана. Худрук "Эрмитажа" Михаил Левитин – принципиальный противник спектаклей к юбилейным датам. В данном случае, по его словам, произошло "мистическое совпадение" даты и давнего желания режиссера поработать с малоизвестными произведениями одного из любимых авторов. На премьере побывали "Новости культуры".



Это не спектакль к дате, хотя именно так и совпало, а спектакль-посвящение. С одной стороны – абсурд, который любит худрук "Эрмитажа" Михаил Левитин, с другой - и вовсе цирк. Причем, с собачкой. В спектакле участвует мальтийская болонка с таким театральным именем - Фаина Георгиевна. Терпеливо ждет своего выхода во втором акте. "Было очень тяжело в первый прогон… все внимание было уделено ей", - вспоминает актер Виктор Непомник.

Пока актеры готовятся совладать с этой конкуренткой. Для них впрочем, не это было самым сложным, а цирковая природа многих реприз. Зрители в фойе проходят краткий ликбез. От биографии Николая Эрдмана до переписки Станиславского с тем, кто гневно вопрошал - "Кто автор этого безобразия?". Автора этого Михаил Левитин считает совершенно особым. Режиссер уверен - Эрдману необходим был новый театр.

"Для меня существует три человека, для которых требовался новый театр. Новый диалог Эрдмана, потом – через много десятилетий – новый диалог Володина, новый диалог Жванецкого. Мне кажется, эти новые диалоги недостаточно услышаны, но, ни на что не похожи", - объясняет режиссер Михаил Левитин.

Сатирические, остросоциальные пьесы Николая Эрдмана сейчас почти не ставят. Но его интермедии сегодня известны еще меньше. Точнее, они, конечно же, известны, как, например, знаменитое – "Дело в шляпе"... Только вот немногие знают – кто автор этого безобразия. "Это, по-моему, сто лет не было ни кем ни сыгранно, ни использовано и, наверное, не будет. Мы закроем эту тему", - считает Левитин.

Интермедии, а еще басни и даже письма Эрдмана, Левитин объединил в этом спектакле. И не смог обойтись без знаменитого "Самоубийцы". "…Я сейчас в Кремль позвоню" - фрагмент спектакля. И даже эти эрдмановские слова звучат сегодня до безобразия актуально.