09.02.2010 | 11:15

"Ничья длится мгновение" - первая работа Карбаускиса в РАМТе

Отличительная черта мастера – верность "своей теме". Тема Миндаугаса Карбаускиса – человек в ситуации последнего выбора между рабством и поступком. Герой его новой постановки, еврейский мальчик из вильнюсского гетто, играет в шахматы с фашистским офицером на жизнь всех узников. "Ничья длится мгновение" - первая работа Карбаускиса в Российском академическом молодежном театре. Премьера – сегодня. Спектакль поставлен по роману литовского писателя Ицхокаса Мераса. Книга основана на реальных событиях. Но право сделать решающий ход в смертельной партии режиссер оставляет зрителю. На генеральном прогоне спектакля побывали "Новости культуры".



Трехлетняя пауза, и снова рассказ. После поставленных в Табакерке "рассказов" - о "Семи повешенных" и "Счастливой Москве" режиссер Миндаугас Карбаускис сейчас рассказывает историю о свободе выбора в таких несвободных условиях. Место действия - вильнюсское гетто. Время действия – Вторая мировая.

Вечный шах и - свести все к ничьей, или выиграть? Для семнадцатилетнего Исаака Липмана исход этой шахматной партии - вопрос жизни и смерти, правда, стоял он лишь мгновение.
"Спектакль про выбор, и в разных ситуациях эти люди по-разному выбирают", - говорит актер Илья Исаев.

Здесь нет главных или второстепенных персонажей. У каждого на кону жизнь. На протяжении всего спектакля по одному гибнет вся большая семья Липманов. И о компромиссах речь не идет. Впрочем, наверное, именно эта бескомпромиссность и привлекла в первую очередь режиссера. На фоне семи шахматных досок Карбаускис говорит о своем выборе.

"Не надо делать компромиссов в жизни, надо делать так, как хочешь… Я не принимал предложения, я выбрал этот театр, потому что ансамблевый, потому что они сделали "Берег утопии", и я видел сплоченность коллектива, потому что они молоды и мало звезд", - объясняет свою позицию Миндаугас Карбаускис.

Почти три года Карбаускис был самым востребованным безработным. Театры большие и малые не скупились на предложения, режиссер хранил молчание. О своей репутации самого неразговорчивого режиссера, Карбаускис впрочем, и в РАМТе не забыл. "Возьмите интервью у ребят, они больше скажут, чем я", - уверяет он.

Актеры честно признаются - на репетициях было нелегко, да и сейчас не все складывается. Слаженный ансамбль, настроенный под его режиссерский рассказ, в Табакерке взаимодействовал на все сто. Тут вроде тот же минимализм в декорациях – стол, ряд стульев и ламп и повествовательная простота, придерживаться которой и оказывается сложнее всего.

"Сложно - потому что очень просто, потому что организм актерский - настолько наслоение какого-то опыта, который здесь не нужен. Нужна простота и ясность. Эта история была на самом деле ...про художницу, которую убили из-за мешочка гороха", - рассказывает актриса Дарья Семенова.

Партия в шахматы разыграна по-настоящему. "Пока репетировали, играли с коллегами... иногда выигрывали...", - вспоминает актер Дмитрий Кривощапов. Вот только режиссер признается, что в шахматы играть не умеет. Ни гамбитов, ни рокировок, ни патовой ситуации. Хотя, кажется, что все равно Карбаускис завершил эту партию вечным шахом. Когда ничья в любом случае обеспечена, пусть и длится она мгновение. Тем более, что неизвестно, где и когда он поставит свой следующий спектакль.