13.07.2012 | 19:42

"Жизнь за царя" в декорациях Петропавловки

Украшение летнего музыкального сезона в Петербурге – фестиваль «Опера – всем». Он представляет шедевры русской оперной классики, которые будут звучать не в театрах. Естественными декорациями для «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Демона» Рубинштейна, «Иоланты» Чайковского станут красивейшие архитектурные ансамбли северной столицы. А действие оперы Глинки «Жизнь за царя», которой открылся фестиваль, разворачивалось под открытым небом. Рассказывают «Новости культуры»

За полтора часа до спектакля свободных мест уже не было. Одни устроились на ступеньках собора, другие – на газонах, третьи – прямо на брусчатке. Повезло с погодой. Ясный, теплый вечер – таких в Петербурге немного – и удивительная музыка. Глинка, «Жизнь за царя».

Эта опера появилась почти случайно. 25-летний Глинка услышал, как Пушкин читает своего «Бориса Годунова». Молодой композитор загорелся идеей написать историческое произведение, и вскоре опера была готова.

1612 год, Иван Сусанин спасает первого русского царя Михаила Романова. Крестьянин заводит польский отряд в болотную трясину. Глинка так и назвал свою оперу – «Иван Сусанин», но государственные вельможи посоветовали: лучше «Жизнь за царя». Композитор сначала отказался. Тогда ему предложили еще один вариант – «Смерть за царя». Но после обсуждений решили, что за царей надо все-таки жить, а не умирать.

Оперу «Жизнь за царя» впервые исполнили в Петербурге в 1836 году. Успех был огромный. После премьеры Глинка писал матери: «Это был самый счастливый вечер в моей жизни, публика рукоплескала, государь-император долго беседовал со мной и лично благодарил».

Помимо Николая Первого, на премьере были Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Белинский, Тургенев, Брюллов. Сейчас зрители видят ту самую оригинальную постановку, что и полтора века назад. И не случайно исполняют эту оперу именно на Соборной площади Петропавловской крепости.

«Все знают, что здесь семья царская похоронена. И естественно, я думаю, все знают, почему мы выбрали это место, чтобы исполнять именно эту оперу. Я думаю, что здесь душа есть», – говорит музыкальный руководитель фестиваля, дирижер Фабио Мастранджело.

В советские годы оперу не раз переделывали. Меняли название, переписывали либретто. Иван Сусанин становился председателем сельсовета, а в финале уже звучало – «Славься, советский строй!». Опытные солисты хорошо помнят тот текст.

«Для меня явилось трудностью переучивать слова. Для вокалиста это самое сложное, когда уже выученные слова приходят тебе на мысль, старый текст, а тут надо брать и переучивать все по-новому», – признается заслуженный артист России, исполнитель партии Ивана Сусанина Александр Матвеев.

Для фестиваля оперу сократили, но два с половиной часа превратились в одно мгновение. Даже антракт отменили. После этой премьеры под открытым небом зрители, как и при жизни Глинки, говорили словами Чайковского: «Жизнь за царя - лучшая русская опера».

Читайте также:
На площадях Петербурга зазвучат русские оперы