Статьи

11.03.2018 | 10:56

Календарь. 11 марта 2018 года

«В мае 1847 года прибыл я на пароходе в Петербург и с тех пор состою на службе при императорских Санкт-Петербургских театрах. Шестьдесят лет службы на одном месте, в одном учреждении, явление довольно редкое, выпадает на долю не многих смертных… Я имел честь служить четырем императорам: Николаю I, Александру II, Александру III и Николаю II. За время моей службы судьбы императорских театров были в руках пяти министров двора и восьми директоров…». 200 лет назад, 11 марта 1818 года, в Марселе родился Мариус Петипа – французский танцовщик и хореограф, родоначальник русского классического балета, создатель таких шедевров, как «Спящая красавица», «Баядерка», «Дон-Кихот», «Лебединое озеро», «Раймонда». «Пластика, красота и грация»,- так определял Петипа основные принципы своей работы. Мемуары великого хореографа заканчиваются словами: «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем».
Мариус Петипа 1818 – 1910

11 марта 1851 года на сцене венецианского театра «Ла Фениче» прошла премьера оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Её сюжет композитор считал лучшим из всех, положенных им на музыку. «Я доволен собой и думаю, что ничего лучшего не напишу». Основу либретто составила уже запрещенная к этому времени французскими властями драма Виктора Гюго «Король забавляется». Чтобы избежать проблем с цензурой, короля Франциска Первого переименовали в герцога МантуАнского, шута Трибуле - в Риголетто, а место действия перенесли в Италию. Опера была восторженно принята публикой и критиками.
Риголетто 1851

60 лет назад в Большом театре прошла премьера балета Арама Хачатуряна «Спартак» в постановке Игоря Моисеева. «Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак»,- писал композитор. «На премьере в Большом была вся Москва. Театральная Москва. Музыкальная Москва»,- вспоминала Майя Плисецкая.- «Все участники сорвали громы оваций. Я в их числе».
Спартак 1958

Что марту дни его: девятый и десятый?
А мне их жаль терять и некогда терять.
Но кто это еще, и словно бы с досадой,
через плечо мое глядит в мою тетрадь?
Одиннадцатый, ты? Смещая очередность,
твой третий час уже я трачу на вчера.
До света досижу и дольше – до черемух,
чтоб наспех не сказать, как стала ночь черна
.
Стихотворение под названием «Строгость пространства. 11 марта» Белла Ахмадулина написала в Тарусе в 1981 году.
Белла Ахмадулина 1981