09.02.2010 | 14:13

Андрей Хржановский проведет мастер-класс в день рождения Мейерхольда

10 февраля будет отмечаться день рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда. В этот день в Центре, который носит имя великого мастера режиссуры, традиционно устраивается мастер-класс современного режиссера, сообщили в пресс-службе центра. В нынешнем году в этом качестве выступит один из крупнейших российских кинематографистов, член Мейерхольдовской комиссии Андрей Хржановский.

Тема мастер-класса – "Чему кино может научиться у Мейерхольда?". В рамках мастер-класса режиссер расскажет о своих встречах с ведущими актерами, работавшими с Мейерхольдом. Среди них – Эраст Гарин и Игорь Ильинский, драматург Николай Эрдман. В завершении Хржановский представит свою последнюю картину "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину". Это художественный фильм, созданный по мотивам Иосифа Бродского, в котором соединены разные жанры литературы и искусства, к чему и призывал Мейерхольд.

"Мейерхольд – особая фигура в истории искусства. Это художник, повлиявший на воспитание многих режиссеров и актеров, и меня лично, – сказал Андрей Хржановский.

Он также вспомнил о том, что один из актеров работавших с Мейерхольдом, который называл его "театральным магом, волшебником, гениальным импровизатором, замечательным педагогом, глубоким мыслителем, говорил о том, что соприкосновение с Мейерхольдом обогащало любого художника, вводило его в тот захватывающий дыхание круг жизни в искусстве, в котором всегда пребывал Мейерхольд".

"Всеволод Эмильевич своим примером, своей практикой и теорией внушал, что искусство находится во взаимодействии, – сказал Хржановский. – Что театр может влиять на кинематограф, что происходило и происходит на самом деле. Что театр и на кино может влиять, и на литературу, и живопись, и музыку. Всему хорошему, что есть в моем творчестве я обязан Мейерхольду. Я почерпнул это в трудах Всеволода Эмильевича и его любимого ученика Сергея Эйзенштейна. По Мейерхольду, основу работы в искусстве составляет необходимость искать образное решение для осуществления своих замыслов. Это то, чему нас в советские времена никто не учил и не мог учить, ибо существовало искусство – так называемый реализм на "подножном корму".

По словам Хржановского, в рамках своего мастер-класса он расскажет, как он сам понимает Мейерхольдовскую формулу музыкального реализма и как старался и старается воплотить эир в своих работах.

На вопрос, кого Хржановский считает наиболее верными последователяит Мейерхольда и его наследия, он ответил, что, кроме Эйзенштейна, это, конечно, Тарковский и Герман-старший. "Кинематограф, созданный ими, это кинематограф на все времена, – сказал Хржановский. – Это подлинное искусство, которое и составляет основу культуры".