09.02.2010 | 19:31

Французская музыка и французский маэстро в Большом зале консерватории

Один из первых концертов в рамках Года Франции в России в эти минуты начинается на сцене Большого зала столичной консерватории. Жан Франсуа Эссер, встав за пульт Симфонического оркестра московской консерватории, представит свою трактовку симфонических произведений великих французских композиторов XIX века. Перед выходом на сцену маэстро позволил съемочной группе побывать на репетиции и дал эксклюзивное интервью "Новостям культуры".




Всего один концерт – а репетиция уже четвертая. "Эти ребята быстро учатся, у этого молодого оркестра большое будущее", – резюмирует Жан Франсуа Эссер. О себе маэстро тоже говорит, как о молодом дирижере, хотя со своим оркестром во Франции он, известный пианист, работает без малого десять лет.

"Как и многие пианисты, я хотел руководить оркестром. Ведь наш инструмент – это уже оркестр. И еще мне очень нравилось дирижировать оркестром, находясь за роялем. Знаете, в камерной музыке есть такое понятие: оркестр без дирижера", – рассказывает Эссер.

Чуть больше двух лет существует Симфонический оркестр Московской консерватории, и половиной его выступлений дирижируют приглашенные маэстро. В основном, именитые. Жан Франсуа Эссер предложил исполнить французскую музыку XIX века – Бизе, Сен-Санса и Форе.

"Обратите внимание на арабские мотивы в Пятом концерте для фортепиано с оркестром. Сен-Санс написал его после поездки по Нилу. Это последний его фортепианный концерт. И, кстати, фрагмент из сюиты "Пеллеас и Мелизанда" Форе впервые был исполнен в этом зале ровно сто лет назад. Здорово, что мы сегодня здесь ее исполним", – отмечает дирижер.

Впрочем, настоящая проверка на виртуозность – это Симфония до-мажор Бизе. Композитор написал ее в семнадцать лет как учебное задание, и она долгое время была никому не известна. Опус был обнаружен в библиотеке Парижской консерватории в 1935 году и оценен как шедевр.

"В России очень хорошая школа струнных инструментов. Во Франции найти хорошего скрипача значительно сложнее. Зато у нас замечательная школа духовых", – подчеркивает Жан Франсуа Эссер.

Анатолий Левин, художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Московской консерватории, изучает, как выглядит его оркестр в чужих руках. Идет уже четвертая репетиция с французским дирижером, и на каждой он неизменно присутствует в зале. Говорит, у Эссера репетиция очень хорошо организована.

"Он знает, что ему хочется услышать, и знает, как этого добиться. Очень конкретен, очень хорошо распределяет время", – замечает Левин.

В консерватории на каждый месяц запланировано по несколько мероприятий, посвященных Году Франции в России. Ближайшая программа представит произведения Мориса Равеля.

Все материалы по теме>>>