10.02.2010 | 12:28

Необходима помощь детям. Одаренным

Одаренность – а по определению исследователей – это "потенциал к чрезвычайно высоким достижениям по сравнению с одногодками" - присуща примерно семи процентам детей. И это немало, когда речь идет о будущих моцартах, менделеевых и ландау. В сегодняшней России – несмотря на достаточно развернутую систему спецшкол, детских и юношеских олимпиад и конкурсов, удается выявить не более двух процентов одаренных детей. Такие цифры были озвучены в Москве, на заседании Совета по вопросам качества общего образования в России. Можно ли добиться более эффективного результата? Какие методы выявления и поддержки талантливой молодежи существуют и с какими проблемами сталкиваются педагоги при поиске одаренных детей? Проблему исследовали "Новости культуры".



Юрий Матиясевич – не просто талантливый математик. Его имя - в ряду известных ученых мира. Он решил одно из сложнейших уравнений математики. А ведь когда-то ученик Ленинградской средней школы вряд ли мог представить, что станет почетным академиком нескольких вузов и обладателем крупнейших научных наград.

"В пятом классе пришла новая учительница математики. Она как-то меня выделила и однажды на перемене дала задачу, выходящую за пределы того, что мы уже прошли. И я с ней справился", - рассказывает академик РАН, доктор физико-математических наук Юрий Матиясевич.

Как и где искать талантливую молодежь и каковы критерии такого отбора. Эти вопросы стали основными в повестке дня заседания Совета по вопросам образования в России.

"Нужна система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей", - рассказывает председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин.

"Наши усилия, наши акции, и сегодняшняя в том числе, направлены на то, чтобы поддержать талантливых ребят. Они ведь задают планку", - объясняет ректор МГУ Виктор Садовничий.

Но для того, чтобы талантливых детей поддержать, их нужно для начала отыскать. Ведь вряд ли найдется сегодня смельчак, готовый пешком прийти в Москву из села Холмогоры Архангельской области.

Пока помощь в поиске талантливых детей специалистам оказывают решительные родители, а иной раз и счастливый научный случай.

"Нередки случаи, когда школьники публикуют математические статьи с решениями задач, поставленных великими учеными. Ведь школьники не знают, что задачу, которую им задали, вообще никто решать не умеет", - рассказывает директор МЦМНО Иван Ященко.

На поиски будущих ковалевских и эйлеров, например, специалисты московской школы-интерната имени Колмогорова, где учатся юные математики, вынуждены ездить сами.

"Отбираем мы их в регионах. Пятьдесят или больше выездов экзаменационной комиссии ежегодно. Весной, начиная с конца марта-месяца. И есть экзамены в Москве", - говорит директор СУНЦ МГУ Анатолий Часовских.

Избранные становятся учениками уникального научного центра под крылом МГУ. Именно школа имени Колмогорова когда-то стал трамплином для Юрия Матиясевича.

Юрий Матиясевич: "В шестьдесят третьем году, впервые для участников олимпиады, был устроен математический лагерь… Я успешно участвовал в этой школе, и те, кто сдали эти экзамены, были приглашены в московский интернат".

Большинство выпускников школы Колмогорова поступают в технические вузы, за редким исключением. И дело не в том, что учителя неверно оценили их склад ума. Склонность к гуманитарным наукам проявляется гораздо позже, нежели к техническим. Это открытие психологов и педагогов давно взяли на вооружение в некоторых школах, где существуют специальные – гуманитарные – классы. Эти дети выбрали литературу и языки как профильные предметы – по разным причинам.

- Мама решила, что мне надо взяться за голову и учиться начать.
- Интересы были – литература, языки. Планирую стать лингвистом.
- Мне всегда нравилась литература.


Эдуард Безносов, учитель литературы Гимназии 1567: "Мотивация детей, когда они в восьмом классе сюда приходят, тоже совершенно разная. Да они и сами не понимают, какие у них способности".

Юрий Матиясевич: "Люди более среднего уровня – для них важна обстановка. Человек с исключительными способностями не пропадет нигде".

Тем не менее, спецшколам, где обучаются талантливые дети, необходима серьезная поддержка. И решение многих своих проблем сегодня специалисты этих школ связывают с национальной образовательной стратегией "Наша новая школа". Одна из ее целей - помощь одаренным детям, которые сегодня для нас, как "гости из будущего" - будущего российской и мировой науки.