12.02.2010 | 10:18

Новое освещение зданий с историей

Сохранение исторической архитектуры требует сознательного отказа от некоторых благ современной цивилизации – это понимают жители практически всех европейских столиц. Дискуссия о достижении паритета между культурным наследием и технологическим прогрессом ведется на разных уровнях – в том числе и на уровне…лампочки. Музеи и театры Санкт-Петербурга постепенно переходят на новое освещение – привычные лампы накаливания заменяются современными энергосберегающими. Но прогрессивная эстетика с трудом вписывается в исторические интерьеры, а традиционная обходится слишком дорого. Могут ли культурные учреждения без потерь войти в хорошо освещенное будущее – выясняли "Новости культуры".



Полная шкатулка... светлого прошлого. Этим лампам накаливания под крышкой теперь - самое место. Ведь отныне антиквариат живет по новым правилам - энергосбережения. Цоколь в цоколь: в этом энергосберегающие светильники полностью подражают предшественнице - лампе накаливания. А вот во всем остальном, кажется, оригинальничают. Скажем, форма. Обходит острые углы или вьется спиралью.

Старинные канделябры к реформе, как ни странно, оказались готовы. Цоколь-то прежний, а значит, можно ввернуть и традиционную, и энергосберегающую лампу. Но вот эстетика - и это главный аргумент консерваторов - значительно страдает. Что и говорить: технологичная спираль и позолоченные виньетки плохо уживаются друг с другом.

Впрочем, дизайнеры быстро поняли: конфликт эпох - во вред потребителю. Покупатели отказывались от экономии и покупали привычные лампочки, предпочитая форму содержанию. Но теперь энергосбережение - во всех видах. Круглые, продолговатые - и даже свеча на ветру. Лампы - на все времена.

"Форма этой лампочки - она формы стандартной, обычной, какую мы и привыкли видеть уже в интерьере у себя. Она те же формы имеет, что и лампа накаливания. Однако это энергосберегающая лампа. И потребление мощности этой лампы всего 13 ватт", - рассказывает дизайнер по свету Наталия Колегова.

Экономия мощности - это не всегда экономия денег. В Александринском театре лампы пришлось менять тысячами. И теми же тысячами - рублей, - исчислять расходы. Зато другие траты - электроэнергии - стали значительно меньше. Впрочем, зрительный зал самого старого российского театра по-прежнему консервативен. Это единственное место, где лампы не меняли.

"Бывают различные уровни освещения: нужно яркое или не очень яркое. И для этого используется, как я сказал, регуляторы света. Энергосберегающие лампочки, к сожалению, для них не предназначены", - объясняет заместитель директора Александринского театра Сергей Дмитриев.

Кстати, чтобы представить исторические интерьеры в новом свете, перебрали десятки лампочек. Темных и светлых, теплых и холодных. Некоторые плафоны даже пришлось укорачивать, чтобы соответствовали последнему слову техники. Очевидно: чтобы светлое прошлое и экономное будущее избежали конфликта, в настоящем - еще придется поработать.