16.02.2010 | 10:58

90 лет назад родился мастер экранизаций Михаил Швейцер

Кинорежиссеру Михаилу Швейцеру принадлежат слова: "Всякий, кто претендует быть художником, должен ясно представлять себе отдаленные последствия своей работы". Дальней целью самого Швейцера всегда был – зритель. Зритель, который умеет отличить вечное от сиюминутной подделки, художественную правду – от фальши, человеческое достоинство – от позы. Иными словами, все то, о чем говорила великая русская литература, и что Михаил Швейцер переносил на экран. Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения мастера экранизаций. Рассказывают "Новости культуры" .



"Время, вперед!" - картина, снятая в стиле Эйзенштейна, любимого учителя. В ленте о Магнитке Михаил Швейцер показал образ страны тридцатых годов, кипучую жизнь огромной стройки. Его потом упрекали: а где же ужасы сталинизма и коллективизации? Швейцер интеллигентно отвечал: "Я снимал кино о другом".

Его родители участвовали в гражданской войне, мать – еще до революции была членом партии. В тридцатые был арестован отец Михаила Швейцера, а в начале пятидесятых - в разгар борьбы с космополитизмом и самого режиссера уволили с "Мосфильма". Недовольство высших чинов вызвал фильм "Тугой узел" по одноименной повести Владимира Тендрякова.

"Партийные органы усмотрели в ней антипартийное высказывание, картину остановили, потребовали поправок, прошлось поправки эти делать, и картина вышла в свет искореженная", - рассказывает киновед Леонид Павлючик.

После слишком тугого узла обстоятельств Швейцер решил больше не снимать проблемное кино. Обратился к классике. Это позволило ему не лукавить: забыть о социальном заказе и в то же время при помощи "вечного" материала говорить о современности. Швейцер заново открывал для зрителя не только классиков. В "Воскресении" Тамара Семина сыграла одну из первых своих главных ролей – Катюшу Маслову.

У Швейцера получил первую роль в кино в фильме "Мичман Панин" и Леонид Куравлев. Актер помнит, как работал Швейцер на съемочной площадке: "Есть много снимков, когда он стоит, наблюдает, что происходи во время съемок, эта вот его поза ожидания, присутствие как бы в душе самого актера".

Швейцер не признавал самоповторов. После гротескной картины "Время, вперед!" он снимает трагикомедию по юмористическому роману – "Золотой теленок".

"Это было кино по-своему даже, ну, извините, диссидентское. Потому что оно изнутри показывало неправедность и несправедливость системы, которая губит таких ярких, неординарных людей, каким получился у него Остап Бендер", - объясняет Леонид Павлючик.

Все ждали веселой и легкой комедии, а Юрский сыграл грустного философа, лишнего человека. Позже, в 75-м, Швейцер и вовсе снимет экспериментальное кино с нелинейным сюжетом, в духе Тарковского. В "Бегстве мистера Мак-Кинли" заняты Донатас Банионис, Владимир Высоцкий. Казалось бы – антиамериканский памфлет. Но фильм полон метафор.

"Это было бегство режиссера Швейцера от маразма советской социалистической системы", - рассказывает Леонид Павлючик.

Сестра режиссера Вероника Швейцер уже много лет живет в США. В Россию приехала, чтобы написать и издать книгу.

"Он начал откладывать кое-что из своих бумаг, когда он их передавал в архив, он начал кое-что откладывать, чтобы делать книгу. Но не успел, и теперь все эти бумажки у меня. И я вот начинаю над ней работать", - говорит сестра М. Швейцера Вероника Швейцер.

На предложение Вероники Швейцер российские издатели пока не откликнулись. Но она верит, что опубликует самые неожиданные и сокровенные мысли Михаила Швейцера – о том, чем он гордился, и за что было стыдно. Главное, чему учил своих студентов Эйзенштейн – стремиться к честности.

Читайте также: 90 лет со дня рождения Михаила Швейцера