16.07.2012 | 17:46

Фестиваль искусств в парке "Музеон"

В этом году столичный парк «Музеон» отмечает двадцатилетие Фестивалем искусств. Впервые парк открыл свои двери для посетителей в 1992 году. Сюда свозили снесенные памятники видных коммунистических и партийных деятелей времен СССР. Именно тогда на газонах «Музеона» «поселились» Карл Маркс, Ленин, Сталин, Дзержинский. За двадцать лет «Музеон» превратился в скульптурный парк-музей под открытым небом. Юбилей «Музеон» отметил сразу несколькими проектами: выставка «Здесь будет парк» рассказывает о нереализованных архитектурных проектах на территории «Музеона», а инсталляция Алексея Лобанова превратила парк в звучащий лабиринт. Рассказывают «Новости культуры».

То ли парк, то ли музей, то ли сад из «Алисы в стране чудес». Здесь с прохожими разговаривают скамейки, урна с газетами цитирует отрывки из старой прессы, а пустующий постамент делится своими мыслями. Звуковые инсталляции Алексея ЛобАнова звучат в самых неожиданных местах «Музеона».

Алексей Лобанов, художник: «Я пытался поставить себя на место человека, который просто пришел в этот парк. Вот он видит нечто знакомое, но замечает, что это работает не совсем так, как в обычной жизни, может быть, это дает ощущение праздника или чего-то необычного».

По замыслу автора, источником звука выступают самые простые предметы. В аллеях - отзвуки советской эпохи. Один из немногих уцелевших памятников Сталину, бюсты Маркса и Ленина. В 1992 Музеон стал местом хранения более семисот монументов, свергнутых с пьедестала.

Константин Плотников – куратор проекта «Здесь будет парк», искусствовед: «Знаменитый памятник Феликсу Дзержинскому, одним из первых попавший в наш парк. У него сложная судьба. Он к нам попал и несколько лет просто лежал на земле. И затем, когда его уже подняли… Это знаменитая история. Весной это происходило, и как он плакал, с Феликса стекали слезы от таявшего снега».

Со временем парк в центре Москвы привлек внимание инвесторов. Их невоплощенные проекты и самые неожиданные фантазии собраны на выставке «Здесь будет парк». Это 5 башен «Русского авангарда», дворец Екатерины Великой, решенный в стиле византийского храма, дом «Апельсин».
Константин Плотников: «Американские архитекторы в конце 1990-х годов вообще планировали глобальную реконструкцию всей Москвы. Они считали, что можно уничтожить большинство территорий, оставить только Кремль, какие-то базовые ключевые места, т.е. в их представлении Москва была нечто типа Дубая, т.е. пустыня, где ничего нет, можно все уничтожить и построить современные здания».

Музеон отстоял свое место! Менялись его экспонаты, размеры территории. Но неизменным оставалось желание сохранить это необычное место – парк искусств с музеем скульптуры под открытым небом.