16.07.2012 | 19:54

"Возвращение Святого Луки"

Сегодня в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка «Возвращение Святого Луки». Вместе со знаменитым шедевром Франса Хальса в залах музея выставлена сотня картин из 9 музеев Украины. Все они представляют западноевропейскую живопись VI - XVIII веков. Экспозиция продолжает цикл «Под сенью дружных муз», посвященный наиболее значительным собраниям стран ближнего зарубежья.  Рассказывают «Новости культуры».

В 1965 году министр культуры Екатерина Фурцева имела неосторожность сказать что «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят». И буквально через несколько недель было совершено дерзкое ограбление – похищена картина «Евангелист Лука» Франса Хальса. Сегодня та самая знаменитая картина вошла в число экспонатов выставки «Возвращение Святого Луки. Западноевропейская живопись VI - XVIII веков из музеев Украины». На открытии побывали «Новости культуры».

На открытии экспозиции в Пушкинском музее министр культуры Владимир Мединский отметил тонкий юмор организаторов. Дело в том, что именно во время выставки в Пушкинском музее в свое время была похищена картина Франса Хальса «Евангелист Лука». И вот она, снова здесь.

Название выставки «Возвращение Святого Луки» это еще и название советского фильма, который рассказывал как раз о драме в Пушкинском музее.

Владимир Мединский – министр культуры России: «Это ироничное название подчеркивает то, что, конечно, самому взыскательному грабителю есть чему позавидовать на вашей выставке».

После этой речи министра внимание всех было приковано к знаменитой картине. Сейчас обе картины Святой Лука и Святой Матфей находятся вместе, в собрании Музея западного и восточного искусства в Одессе, а когда-то они были в коллекции Эрмитажа.

Владимир Островский, директор Одесского музея западного и восточного искусства: «Когда Николай Первый пришел к власти он решил как-то очень жестко «почистить» экспозицию Эрмитажа, решил что-то убрать, продать – уж не знаю почему. Часть картин начала расходиться. И две из них были отправлены на Юг, на Украину, для украшения одного из католических храмов».

Самыми ранними и ценными экспонатами этой выставки можно считать две энкаустические, т.е. выполненные в технике восковой живописи, византийские иконы VI века. В мире всего несколько подобных произведений, часть хранится в монастыре Святой Екатерины на Синае и никогда не покидает его стены, а четыре иконы хранятся в Киевском музее имени Богдана и Варвары Ханенко.

Елена Живкова – зав отделом европйеского искусства Национального музея искусства имени Богдана и Варвары Хананко: «Они являются мостиком между живописью античного времени и иконой. Вот если будете в Киеве, наша маленькая коллекция позволяет увидеть рождение православной иконы. Это действительно самые ранние иконы. Они написаны еще в технике античной живописи. Это техника писания восковыми красками. Сущность ее в том, что красящее вещество смешивается с теплым воском».

Музей Ханенко в Киеве, который выступил главным организатором выставки, называют украинской Третьяковкой. Но и провинциальным музеям на Украине есть чем похвастать. Среди экспонатов - шедевры Бернардо Строцци, Рубенса и многих других.

Вадим Садков – куратор выставки: «Основу выставки составляют работы из девяти музеев Украины: Киева, Одессы, Чернигова, Львова, Харькова, Житомира, Полтавы. Одни из самых ценных экспонатов - две византийские иконы VI века, древнейшие иконы в мире. Они были найдены в XIX веке в колокольне монастыря Святой Екатерины на Синае архимандритом Порфирием Успенским. Это иконы доиконоборчекой эпохи и написаны в технике энкаустики - в ней связующим веществом красок является воск. Это наследие античной эпохи. Потому что были спасены на Синае, потом много раз в истории могли быть уничтожены, потому что синайский монастырь старадал от набегов иноверцев».

«Что отличает украинские музеи. Потому что это исконно национальные вещи, потому что покупались украинскими коллекционерами. Потому что музее бывших союзных республик – все это западная живопись комплектовалась, когда передавалась живопись из Музея изобразительных искусств, из Эрмитажа, а это исконно украинские коллекционеры», - продолжает рассказ о выставке Вадим Садков.

По словам Ирины Антоновой, директора ГМИИ им. А.С. Пушкина, эта выставка не только знакомит российских зрителей с шедеврами западно-европейской живописи из собраний украинских музеев, но и восстанавливаем утраченные за последнее время связи между музейным сообществом двух стран.

По поводу «Святого Луки» Ирина Антонова отметила: «Это произошло в закрытый для публики день И это самый страшный день – я это всегда говорю нашим сотрудникам – бдительность была немножко снижена, потому что в музее все свои. Известно, что кража была совершена молодым реставратором, не так давно до этого пришедшим на работу».  

Читайте также:
Выставка шедевров западноевропейской живописи из музеев Украины