16.07.2012 | 20:12

Как сохранить объекты культурного наследия от вандалов

Петербургские туристы приглашаются на необычную экскурсию - по местам вандализма. Каменные сфинксы, памятник Пржевальскому, грифоны Банковского мостика - эти и многие другие памятники не раз страдали от рук сегодняшних варваров. Что заставляет людей уродовать объекты культурного наследия, и как бороться с вандалами XXI века – выясняли корреспонденты «Новостей культуры»

С постоянством, достойным лучшего применения, петербуржцы и гости города скоблят позолоту с крыльев грифонов, заталкивают внутрь записки и фантики и разрисовывают мифические существа. У городских служб при упоминании Банковского мостика надолго портится настроение.

Юлия Логинова, заведующая службой по текущему уходу и содержанию памятников государственного музея городской скульптуры: «Есть две беды, как мы это называем: первая - это непосредственно крылья, за которые бросаются и отрывают бронзу, постоянно возникают трещины в местах сломов. Вторая проблема - это граффити, которые бесконечно там появляются и, к сожалению. Сколько мы не удаляли только уже в этом году. Единственный способ как-то спасти положение, как мы решили, - все снять и перекрасить постаменты, потому что уже, к сожалению, не удаляются такие многочисленные закраски».

Существенный вред грифонам наносят, сами того не ведая, и вполне законопослушные туристы. И вина, как правило, лежит на экскурсоводах.

Игорь Воеводский, экскурсовод: «Подъезжает автобус, выходят экскурсанты и экскурсовод говорит: «вот милые грифончики, потрите ладошками их золотые крылышки, будете всегда богатыми».

Как оказалось, турфирмы наперебой предлагают экскурсии по мистическим местам Петербурга - туда, где, по городским легендам, можно загадать желание. Гиды с энтузиазмом рассказывают, показывают, а чаще всего - сами, на месте придумывают, где и что у памятника надо потереть, потрогать и куда забраться. У туристов сказочные истории вызывают приступ нездорового оживления. Одна из подобных нередко рассказывается у памятника Петру Первому: стоит, якобы, потереть пятку моряку с этого бронзового барельефа - и никогда не утонешь.

Олеся Коложекова и Анастасия Лыпова, гости Санкт-Петербурга: «Сказала подружка, живет здесь. Приезжала в гости, она мне рассказала об этом. Теперь вот я привела уже свою подружку».

Профессиональных экскурсоводов такое современное мифотворчество возмущает, а исполнительность и доверчивость туристов - удивляет. Впрочем, не меньше, чем абсурдность некоторых поверий.

«Надо взяться, вот не помню, за правый или за левый зуб рукой - в пасть туда засунуть. Поставить ногу, но мы этого делать не будем, на правую или на левую лапу и загадать какое-то там дурацкое желание, вот тогда оно обязательно сбудется».

Отдельным скульптурам, чтобы остаться без верхнего, защитного, слоя, не нужны даже легенды. Яркий пример - памятник Пржевальскому в Александровском саду. До фигуры русского путешественника туристам, конечно, не дотянуться, поэтому за него «отдувается» бронзовый верблюд.

Игорь Воеводский, экскурсовод: «Стерт до блеска уже не только верхний слой, не только патина, но стерт уже и сам металл. Металл разрушается, на него попадает влага, зимой она замерзает, она может разорвать этот замечательный материал, который кажется таким прочным».

Как совладать с суеверными туристами? Тут специалисты едины во мнении: хрупкие мифы Петербурга - это его история и литература. Их невозможно схватить грубыми руками. Только глазами, умом и сердцем.