17.02.2010 | 10:03

Балет Юрия Григоровича "Спартак": более сорока лет на сцене

Балетом "Спартак" в постановке Юрия Григоровича открыл свои гастроли в Соединенных Штатах Большой театр. К началу спектакля зал крупнейшего в Вашингтоне концертного комплекса - Центра искусств имени Кеннеди - был заполнен до отказа. Многие зрители были с детьми. В заглавной партии выступил молодой солист Иван Васильев, в роли Красса блистал Александр Волчков. Подробности в материале "Новостей культуры" из Вашингтона.




Он взлетает выше собственного роста и замирает в воздухе, нарушая законы притяжения, будто это не балет и сцена, а кино и замедленная съемка -солист Иван Васильев выдает столько пируэтов, сколько играет оркестр - его Спартак захватывает все сценическое пространство Кеннеди-Центра в Вашингтоне.

Иван Васильев, первый солист: "Отталкиваясь от своего Спартака, я не хочу, чтобы это выглядело, как история, я хочу, чтобы это происходило прямо сейчас, как будто сейчас древний Рим и гладиаторы, вот сейчас это все происходит, и никто не знает, чем закончится".

Театральное дежавю настигает в гримерке, перед зеркалом, когда артист завершает кропотливую подготовку к премьере: такая деталь, как контур бороды, напоминает о том, кто первым примерял образ Спартака под руководством Юрия Григоровича. Это Владимир Васильев в 1968 году, его героя называют мечтателем, он запомнился мгновенно,совпадение, но Спартак, которому сегодня выходить на сцену в американской столице, его однофамилец. Монументальный, легендарный балет 42 года совершает кругосветки - римский полководец Красс на колеснице в первом действии пересекает лучшие сцены континентов. Гастроли особенные хотя бы потому, что балет сопровождает его создатель Юрий Григорович, который привез за океан на семь спектаклей - три состава.

Юрий Григорович, хореограф: "Три Спартака, три Красса, я очень рад, что молодые солисты, искусство балета - это искусство молодости, и это молодой Большой балет".

Здесь есть и то, к чему зритель не прикоснется: костюмы, которые артистам приходиться менять за 50 секунд между сценами. Позволив рассмотреть детали, в костюмерной поясняют, что большое видится на расстоянии.

Ирина Расстанаева, начальник мужского костюмерного цеха: "Вот смотришь вблизи: из чего это? Здесь нашито, там нашито, А когда из зала смотришь - это легионер в военных латах. Это же военные!"

Cолистка Нина Капцова, то есть Фригия, которую разлучают со Спартаком, во второй картине балета рассуждает о сюжете, завязка которого в 74-м году до нашей эры.

Нина Капцова: "Сюжет, понятное дело, всегда будет современным. Потому что этот сюжет о борьбе, о людях, о человеческих переживаниях, о ненависти и любви".

Гастроли рассчитаны неделю, Большой театр привозит "Спартака" в Вашингтон третий раз, но будут ли свободные билеты, если за кулисой - Григорович, а на сцене - Васильев?

Новые штрихи, молодые звезды, наставник с великим именем - это живая золотая классика XX века. Но утонченные сценические портреты неожиданны и свежи для балета, что без малого полвека на сцене: актеры создают, находят, не повторяясь и не перепевая своих знаменитых предшественников.

Читайте также: Балет "Спартак" покорил публику Центра искусств имени Кеннеди

Балет Большого театра открывает гастроли в Вашингтоне