17.02.2010 | 10:20

В столице объявлены номинанты премии "Инновация"

В столице объявлены номинанты премии "Инновация". Первая и единственная государственная награда в области современного визуального искусства в этом году будет вручена в пятый раз. Национальный статус обязывает к высокопрофессиональному судейству. Такого же уровня профессионализма требуют и от претендентов. Неудивительно, что из 246 заявок, поступивших из 16 городов России, экспертный совет отобрал всего 25 проектов. Выставка работ номинантов пройдет в Государственном центре современного искусства с 5 апреля по 2 мая. В апреле же международное жюри назовет победителей. Самый инновационный шорт-лист изучили "Новости культуры".



Если есть в России государственная политика в области современного искусства, то она делегирована ГЦСИ – Государственному центру современного искусства. Он же отвечает и за единственную госпремию в этой области. В отличие от цеховой премии "Соратник" и премии частного капитала "Кандинский PRIZE", "Инновацию" отличают представления о современном искусстве как об институте. Награждают не только художников, но и кураторов, и критиков, и теоретиков. Художников делят на молодых и зрелых, кураторов - на столичных и региональных. Всего пять номинаций.

Саша Галкина переводит на ватманский лист мемориальную табличку - "в этом доме бывал Пушкин". Известная с детства всем, кто копировал рельеф монет на бумагу, техника "фроттаж" дала название серии, отмеченной Экспертным советом премии "Инновация". Полученную с помощью фроттажа табличку Саша перевешивает на соседнее здание. Оно посещением поэта не отмечено, а значит, под угрозой сноса.

"Современное искусство музеефицирует мгновенно здесь и сейчас все, что угодно", - объясняет художник Александра Галкина.

Может ли подобная музеефикация спасти домик на Старой Басманной - вопрос. Но привлечь внимание к условности принятых форм защиты памятников может. В номинации "Новая генерация" Саша Галкина конкурирует с Сашей Ауэрбах, занятой весьма похожим делом. Саша Ауэрбах из советской мебели соорудила макет Центрального дома художника. Образца модернистской архитектуры семидесятых и места встречи советского человека с западным искусством. Ныне под угрозой сноса.


"Эта мебель, ее же на помойку отправляют. Вот и ЦДХ тоже скоро отправят на помойку истории. Никому не нужное, прекрасное здание". –говорит художник Саша Ауэрбах.

"Русскими бедными" средствами обе Саши борются за сохранение исторического облика города. Парадоксально - это считается инновацией. Странно, как жюри будет выбирать между двумя Сашами? Конкуренция единомышленников – возможно случайный, но весьма ощутимый эффект короткого списка премии "Инновация". Во взрослой номинации друг с другом конкурируют буквально члены одной группы.

"Это, действительно, как-то странно: и психологически, и всячески, некомфортная ситуация", - уверен художник Андрей Монастырский.

Аутсайдеру, возможно, покажется странным, что в разделе "Произведение визуального искусства" на премию "Инновация" выставлена книга. Это тома документации перформансов группы "Коллективные действия", составленные метром концептуализма Андреем Монастырским. Соавторы Монастырского и члены его группы - Игорь Макаревич и Елена Елагина -номинированы отдельно. За проект интервенции в экспозицию Венского музея истории искусств. Еще один концептуалист в той же номинации - Павел Пепперштейн. Компанию немного разбавляют Николай Полисский со своим грандиозным "Адронным колайдером" (второй год подряд в коротком списке) и Сергей Братков с проектом "Балаклавский кураж". Но все же не оставляет мысль о том, что Экспертный совет премии инновацией прошедшего года считает почтенный концептуализм.

Яра Бубнова, член экспертного совета премии "Инновация" (Болгария): "Я думаю, речь не идет о том, что это тренд, это выплата долгов, во-первых, во-вторых, есть разные моды на формальные поиски, но мудрая мысль из моды не выходит".

Директор Софийского Института современного искусства Яра Бубнова два года подряд входила в жюри "Инновации", в этом году - в Экспертном совете. Вместе с нижней палатой премии рассмотрела триста заявок, государственного лоббирования не заметила. Проблемы видит в другом: "Конфликты скорее внутренние, несмотря на некое чувство местной гордости, профессионалов в области современного искусства в России очень мало".

В еще большем дефиците, чем художники - эксперты.

Олег Аронсон, философ: "Критиков то еще есть сколько-то, а вот теоретиков вообще нет".
Олег Аронсон и Елена Петровская номинированы на "Инновацию" в разделе "Теория, критика, искусствознание" за цикл лекций, прочитанных в нижегородском филиале ГЦСИ.

Елена Петровская, философ: "Задача состояла в том, чтобы адаптировать теорию к более широкой читательской аудитории и одновременно к современному искусству, такое вот встречное движение".

Олег Аронсон, философ: "Мне бы не хотелось, чтобы нынешнее искусство и нынешняя философия разделяли общность судьбы только с бизнесом. Очень мило!"

Идею независимости современного искусства от бизнеса премия "Инновация" поддерживает. Кандидатов на эту премию выдвигать могут только некоммерческие организации: музеи и фонды. Что отличает ее от "Премии Кандинского", на которую художников представляют по преимуществу галереи, и от премии "Соратник", на которую художники выдвигают художников. Другое отличие - "Инновация" оценивает труд не только художников. Кроме теоретиков и критиков награждают еще и кураторов.

Ирина Яшкова, куратор: "Кураторы, если брать область, которой я занимаюсь, то есть молодые художники, это и нянька, и мама, и продюсер, и организатор, - все в одном лице".

У куратора проекта "Марсово поле содружества" Ирина Яшковой - сильные конкуренты. Высокого качества проект Екатерины Деготь и Леонида Тишкова "Кудымкор" и собранная Ольгой Головановой выставка "Товарищества “Искусство или смерть”". Но для того, кто сумел привлечь публику на выставку молодых художников из стран СНГ, главное, не конкуренция и даже не признание коллег.

Ирина Яшкова: "Если ты делаешь проект, понятный абсолютно любому, он приходит, и ему интересно, ты молодец".

Те, кто привлекает зрителя на выставки современного искусства в Красноярске, Петрозаводске и Воронеже, выделены в отдельную номинацию - "Региональный проект". Каждый год она провоцирует спор: кого можно считать регионалом? Оргкомитет "Инновации" обещает уточнить этот вопрос в положении о премии. Но уже после церемонии награждения лауреатов 2009 года.