18.02.2010 | 11:59

Как создается фотолетопись Государственного Эрмитажа

Все, что связано с брэндом "Государственный Эрмитаж", должно быть безупречно. В этом уверены в редакционно-издательском отделе крупнейшего музея страны. Сегодня Эрмитаж издает более пятидесяти наименований книг в год: от буклетов выставок до сборников научных трудов и каталогов. С января 2008 года типография музея работает в русле самой актуальной мировой тенденции – печати книг по требованию. Например, в зависимости от числа посетителей выставки. Впрочем, даже самая прогрессивная полиграфическая техника – это лишь необходимое дополнение к мастерству фотографа. С создателями "портфолио" Эрмитажа встретились "Новости культуры".



С телегой по залам европейского искусства фотограф держит путь к "Амуру" Фальконе.

"Зачем так много? Мы же должны снимать, мы должны показать объем той вещи, которую мы снимаем. Для этого нужен свет. Свет должен быть безукоризненным, он должен выявлять все фактуры", – объясняет свою нагруженность фотограф Государственного Эрмитажа Юрий Молодковец.

В дворцовых залах электрическую розетку найти сложнее, чем шедевр мирового искусства. Кстати, из всей эрмитажной коллекции моделью поработал, по приблизительным подсчетам, каждый двадцатый экспонат. Для зрителя такие фотографии – своего рода пропуск в закрытый мир запасников. Ведь каталог составляют для всей коллекции.

"Это вещи всей коллекции, которая находится в Эрмитаже. Не только шедевры, не только предметы, которые экспонируются, но и те, что находятся в фондах, которые считаются второстепенными. Если это Британская коллекция, то вся Британская живопись, которая находится в Эрмитаже, здесь представлена", – рассказывает заведующая редакционно-издательским отделом Государственного Эрмитажа Елена Звягинцева.

Пока издано одиннадцать томов. Чтобы вместить всю эрмитажную коллекцию, нужно, как минимум, двести. Впрочем, прежде чем ценители искусства прочтут эти строки, фотографу предстоит прочитать мысли творцов.

"Мы должны передать не только работу мастера, но и характер этого персонажа, который сделан из мрамора. Там огромное количество нюансов. Нужно найти его характер и ту легенду, тот миф, который вложен в персонаж и идет с ним по жизни", – замечает Юрий Молодковец.

Портфолио мраморного Амура займет место в одной из папок под общим названием "Легенды и мифы Эрмитажа". Сотни слайдов – живопись, скульптура, графика. И свободные полки как простор для фото-творчества.

Перед фотосессией всегда делают своеобразные пробы. Вместе с хранителем Юрий Молодковец ищет ракурсы, строит планы и фокусирует внимание, чтобы потом в каталоге представить раритет с лучшей стороны. Здесь, конечно, не до экспериментов с композицией или сюжетом. В музейной фотолетописи – отражение без искажений, и это самое главное.

Музейные экспонаты не терпят вольности. Внимательный взгляд, почтительный тон и, конечно, мастерство. Именно тогда фотография из просто фиксации превращается в искусство.