19.02.2010 | 10:50

"2010 год может стать годом краха российской анимации"

"2010 год может стать годом краха российской анимации". Это цитата из открытого письма отечественных аниматоров президенту Дмитрию Медведеву и председателю правительства Владимиру Путину. Полный текст документа размещен на сайте Открытого российского фестиваля анимационного кино. Среди авторов - Эдуард Назаров, Александр Петров, Федор Хитрук, Андрей Хржановский. Сокращение в два раза государственного финансирования всех отраслей отечественного кинематографа – кроме производства полнометражных художественных фильмов – российские аниматоры расценивают ни больше, ни меньше как смертный приговор. Настроения российского анимационного сообщества изучили "Новости культуры".




Это был первый в истории анимационный фильм, который показали в кинотеатре IMAX. Оскаровского лауреата, мультик "Старик и море" и снимали на широкоформатную 70-миллиметровую пленку. Сейчас, когда речь заходит о бюджете этой картины, режиссер Александр Петров сначала пытается перевести канадские доллары в американские, чтобы было понятней. Ведь, если говорить только о финансовой составляющей, тогда "Старик и море" - скорее канадский проект. В итоге режиссер называет сумму примерно в полтора миллиона. Для сравнения - на первого "Шрека" – потратили 60 миллионов долларов. Впрочем, это сравнение по всем статьям некорректное.

Александр Петров, режиссер: "Вкладываются огромные средства и в производство, и в раскрутку фильма. Обычно вкладывается бюджет на рекламу, на сопутку..."

Лауреаты всевозможных премий, признанные во всем мире, - они едва ли не самые низкооплачиваемые. Зато КПД высокий. Последние несколько лет на анимацию государство в среднем выделяло по 340 миллионов рублей. На эти деньги в 2009 году российские мультипликаторы сделали порядка 160 фильмов. Директор Суздальского анимационного фестиваля - продюсер Александр Герасимов уверен: в 2010 году дотации на анимацию сильно сократятся.

Александр Герасимов, генеральный продюсер кинокомпании "Мастер-фильм": "По примерным подсчетам специалистов финансирование уменьшилось в два раза. Что это значит – некоторые студии вообще закроются..."
Официальные данные таковы: при новой системе госфинансирования Минкульт на все про все в этом году получит 850 миллионов рублей.

Андрей Хржановский, режиссер: "Сумма смехотворно мала. Это значит плюнуть в лицо молодым режиссерам. Более того, когда эти суммы будут распределены - неизвестно. На все вопросы ответ один. Неизвестно – кто, где, когда? И кому именно!"

На эти вопросы не могут ответить и в Минкульте. Ясно одно - как раньше – уже не будет.

Елена Мнева, сотрудник Департамента кинематографии Министерства культуры РФ: "Соответственно 850 миллионов рублей в Минкульт на развитие документального, авторского, детского, анимационного кино… Как сейчас будут распределены эти средства - пока мы не знаем".

3D проект режиссер Андрей Соколов уже и не мечтает закончить. В общей сложности над картиной работают пять лет. Сейчас на студии занимаются тем, что превращают трехмерных персонажей в двухмерные.

Андрей Соколов, режиссер: "Проект на самом деле дорогой, и денег от госкино все равно не хватит. Потому что это масштабное кино, практически "Аватар" ... делаем эскизы, практически то же самое, чем дольше проект затягивается, тем он больше теряет свою актуальность".

"Гадкий утенок" Гарри Бардина - тоже долгострой, затянувшийся на пятилетку. Уже было потрачено порядка полутора миллионов долларов. Правда, режиссер надеется, что последний кирпич уже заложен. И птичий двор из пятисот персонажей зрители увидят совсем скоро.

Гарри Бардин, режиссер: "Мы все время не живем, а выживаем. В девяностые, когда все обвалилось и на полках в магазинах был только майонез ... Но потом начала подниматься анимация за счет вливаний".

Коммерчески успешные проекты российской анимации считают по пальцам. "Золото" в полнометражной категории – у "Трилогии про богатырей". Последний фильм про "Илью Муромца" собрал бокс-офис в десять миллионов долларов. Бесспорный лидер мультсериалов - "Смешарики". С беспрецедентным выходом на Западный рынок. "Смешариков" закупили в Штаты и Германию. Но при этом сам сериал - не окупается.

Анатолий Прохоров, продюсер: "Сериал на Западе окупается в три раза. Это классика анимационной экономики. ... У нас ТВ платит копейки. Десятки тысяч долларов, которые стоит одна шестиминутная серия. Ее покупают каналы за 50-70 долларов, окупятся за 50-70 лет".
Спасти анимацию, по мнению продюсера Анатолия Прохорова, может индустриализация. Причем, не за счет государства, но с его помощью. Он не сомневается, что эта индустрия способна много заработать.

Анатолий Прохоров, продюсер: "Вопрос – поворачивать ли в этот напряженный момент, когда у нас и так обрезают деньги в сторону наращивания нашего индустриального скелета или ...с другой стороны, кризис - это ситуация принятия решения".

В эпоху "Аватара" и космических бюджетов не стоит забывать, что анимация, прежде всего, адресована детям. А эти главные зрители стратегически - инновационный проект номер 1.