20.02.2010 | 22:15

105 лет со дня рождения Тимофея Лебешева

Сегодня исполнилось 105 лет со дня рождения Тимофея Лебешева. Именно его операторский талант придал особую теплоту и достоверность таким всенародно любимым фильмам, как "Первые радости", "Мичман Панин", "Щит и меч", "Девчата". Сорок лет разделяют первый и последний снятые им фильмы – "Девушку с характером" и "Взрослого сына". От его камеры не ускользала ни одна значимая деталь, но вот детали его личной биографии остались за кадром. Восполнить этот проблем взялись "Новости культуры" и встретились с коллегами Тимофея Лебешева. Рассказывают "Новости культуры".



Он никогда не был душой компании. Не смешил анекдотами, не сражал остроумием. У Тимофея Лебешева были другие козырные карты, и раскрывал он их на съемочной площадке. При этом "большим художником" его почти никто не называет, а вот "профессионалом с большой буквы" – все в один голос.

"Всегда работал очень тщательно, к работе готовился серьезно, серьезно относился к ней. Никакого легкомыслия ни в отношении к жизни, ни в отношении к профессии, у него и близко не было", – вспоминает актер, режиссер, художник Александр Адабашьян.

Тимофей Лебешев работал в тот период, когда профессия оператора считалась одной из самых престижных, а от успеха связки "режиссер-оператор" практически зависела судьба картины. Долгое время Лебешев работал в паре с режиссером Константином Юдиным. Вместе они снимали "Девушку с характером", "Заставу в горах". Но главным режиссером в жизни Тимофея Лебешева стал Владимир Басов. На их кинематографическом счету семь совместных картин – это и "Первые радости", и "Щит и меч", и "Тишина". Но у зрителей в рейтинге работ Тимофея Лебешева на первом месте, конечно, остаются "Девчата" режиссера Юрия Чулюкина.

Светлана Дружинина говорит, что к молодым актерам тогда уже не очень молодой оператор относился по-отечески. От него, спокойного и сдержанного, заводные "девчата" ни на шаг не отходили.

"Он очень хорошо снимал крупные планы, и мне очень жаль, что почти все крупные планы, волшебные крупные планы – я даже говорила: "Неужели это я на экране?", – были вырезаны. Потому что худсовет сказал: "Все крупные планы Дружининой уберите. Он же уходит от нее к маленькой Тоське. Все нужно убрать, иначе народ не поверит"", – рассказывает народная артистка России, режиссер Светлана Дружинина.

Фильмам, снятым Тимофеем Лебешевым, зрители верили, а ему самому всегда доверяли актеры и члены съемочной группы. Эту атмосферу доверия Лебешев, может быть, сам того не подозревая, переносил из картины в картину.

"Он был человеком, который объединял съемочную группу. Он был в этом смысле потрясающий. Без крика, без ора, все тихо, передавалось по цепочке. Это было счастье", – говорит оператор, народный артист России Анатолий Мукасей.

"Он носил кепку, плащ и был похож на вратаря, гениального вратаря любимой команды. Был очень суров, сдержан, строг и при этом бесконечно любящий", – рассказывает режиссер, народный артист России Сергей Соловьев.

Больше всего Тимофей Лебешев любил кино и свою семью. Об этом говорят те, кто его хорошо знал. Свою последнюю картину "Взрослый сын" он снял в 1979 году, но фамилия Лебешев после этого в титрах появлялась еще не раз. Знаменитые фильмы "Раба любви", "Кин-дза-дза", "Сибирский цирюльник" снял сын Тимофея Лебешева – Павел.