20.02.2010 | 22:18

Пабло Пикассо, путь художника. Выставка в Пушкинском музее

Грандиозная выставка одного из величайших художников прошлого века откроется в Государственном музее изобразительных искусств 25 февраля. Этим событием отечественная публика в первую очередь обязана Году Франции в России. Экспонаты привезены из собрания парижского музея Пикассо, который закрыт сейчас на ремонт. Это 240 произведений художника, включая картины, керамику, скульптуру, а также архивные и фото- материалы. Специально для экспоции Музей имени Пушкина выделил несколько залов. За монтажом экспозиции наблюдала съемочная группа "Новостей культуры".



"Я пишу картины, как другие – автобиографии. Завершенные или нет, они страницы моего дневника и в этом смысле представляют собой ценность", – говорил Пикассо. Личная жизнь художника оказала огромное влияние на его творчество. В Национальный музей Парижа произведения Пикассо попали из многочисленных мастерских художника вскоре после его смерти. Глядя на них, становится понятно, чем дорожил Пикассо и с чем не хотел расставаться. Эти произведения не предназначались для продажи, по ним можно проследить историю частной жизни Пикассо. Выставка в Москве меет свою специфику. Отдельный раздел посвящен "Русским сезонам" и участию в них Пикассо. Он делал эскизы костюмов и декорации к многочисленным постановкам Дягилева.

"Этот сюжет связывает Пикассо с Россией, он заставляет вспомнить историю женитьбы Пикассо на русской балерине Ольге Хохловой. Вокруг этого сформировался целый раздел выставки", – рассказывает куратор выставки Виталий Мишин.

Четырнадцать разделов выставки знакомят с пластическими экспериментами художника, с метаморфозами его стилей. Даже портреты любимых женщин, написанные Пикассо в разных манерах, меняли их облик до неузнаваемости. Так это было, например, с натурщицей Фернандой Оливье, одной из первых возлюбленных художника.

"Ее писали многие художники Парижа. Она была очень красивой, высокой, статной, с великолепной фигурой. Можно сравнить эти две головы и ее портрет из коллекции Музея изобразительных искусств. Если скульптурные работы – классические, то здесь она изображена в стиле кубизма", – показывает директор парижского Национального музея Пикассо Анн Бальдассари.

Подобные метаморфозы происходят и с портретами Ольги Хохловой – русской балерины и жены художника. Сравнивая работы, трудно представить, что на них изображена одна и та же женщина. Портреты были написаны в разные годы и в разной манере.

"Это портрет 1921 года. Ольга Хохлова в положении. Она ждет сына Пола. А здесь она по-другому изображена. Этот портрет уже не романтический, а примитивный", – продолжает Анн Бальдассари.

Пикассо никогда серьезно не увлекался сюрреализмом. Тем не менее, он отдал дань и этому направлению в искусстве. К примеру, в сюрреалистической работе он зашифровал свои отношения с Марией Терезой, юной девушкой, в которую влюбился в 1927 году.

"Он был по уши в нее влюблен и при этом еще женат на Ольге Хохловой. Это был сложный период его жизни. Он оказался между двумя женщинами. С Марией Терезой встречался на пляжах, в кабинках", – замечает Анн Бальдассари.

На выставке нет самой знаменитой картины Пикассо "Герника", но о ней напоминают баннеры на лестнице Пушкинского музея. Отдельный раздел выставки знакомит с письмами и фотографиями мастера. Ведь все, что связано с именем Пикассо, вызывает подлинный интерес. В детстве мать говорила Пабло: " Если изберешь путь солдата, быть тебе генералом, если захочешь быть монахом, то станешь папой". Он избрал путь художника и стал Пикассо.

Все материалы по теме>>>