24.02.2010 | 10:41
Концептуалисты разных поколений - на выставке "Визуальное/умозрительное"
Самым влиятельным направлением отечественного современного искусства по-прежнему является концептуализм – об этом свидетельствует шорт-лист национальной премии "Инновация", опубликованный на минувшей неделе. Еще одно доказательство – выставка "Визуальное/умозрительное" в Государственном центре современного искусства. Она собрала работы концептуалистов разных стран и поколений. Рассказывают "Новости культуры" .
Государственный центр современного искусства – один из самых крупных в России коллекционеров. Художники дарят, министерство культуры закупает. Когда построят Московский музей современного искусства, зритель сможет масштаб этой коллекции оценить. Пока же ее показывают частями. Раньше был принят незамысловатый формат: "Новые поступления". Не так давно стали делать выставки тематические. Теперь единицы коллекции должны описывать фундаментальные искусствоведческие понятия.
"Цель - показать хорошие произведения искусства, которые есть в нашей коллекции", - говорит куратор выставки Леонид Бажанов.
Только свернули размышление куратора Виталия Пацюкова на тему "Коллаж в искусстве", уже открывают выставку на тему "Концепт в искусстве". Куратор Леонид Бажанов назвал ее "Визуальное/умозрительное". Но это не оппозиция. Существуют понятия такие общие, что позволяют описать любое явление. Визуальность и концепт - из их числа. Художники всех времен и народов превращали идеи в картинки, а зрители наоборот. Так, московские концептуалисты Игорь Макаревич и Елена Елагина визуализировали "русскую идею". "Есть почвеннические идеи - буквально земля, есть хлеб, или русские художники философы, гуру отечественно интеллекта, это все соединено вместе", - рассказывает Леонид Бажанов.
Визуальное: земля, хлеб, портреты философов. Умозрительное - в названии инсталляции "Русская идея". Знак умозрительного – "ежи", вылепленные из мякиша, и отлитые в бронзе. А вот художник Франциско Инфанте умозрительные формы помещает в пейзаж.
Франциско Инфанте, художник: "В этой природе существует другая природа, созданная человеком".
Для Виктора Скерсиса визуальное - буквы, умозрительное – их комбинации.
Виктор Скерсис, художник: "Это надпись "злая собака". Путем преобразований, так же, как это происходит в генетическом коде, образуются новые слова, новые фразы".
Но какими-бы мета-концептуальными не были идеи, визуализация делает их менее строгими и более доступными.
Игорь Шелковский, художник: "Есть такая поговорка, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Игру визуального с концептуальным Леонид Бажанов увидел и в графике Родченко и в фотографиях Дэмиена Херста, и в инсталляции Пола Маккарти.
Оказывается, в коллекции ГЦСИ есть многое и разное. Для будущего международного музея современного искусства – это плюс. Но то, что куратору, поместившему в одном пространстве русского метафизика рядом с представителем Young British Artists, кажется диалогом, художнику кажется войной.
"Худшее, что здесь есть, это Дэмиен Херст, - уверен Франциско Инфанте. - Все такое лобовое, прямолинейное, наглое". "Этой идее лет пятьдесят", - говорит Игорь Шелковский.
Худшее от лучшего, визуальное от умозрительного предстоит отделить каждому зрителю, принявшему игру куратора Бажанова.
Государственный центр современного искусства – один из самых крупных в России коллекционеров. Художники дарят, министерство культуры закупает. Когда построят Московский музей современного искусства, зритель сможет масштаб этой коллекции оценить. Пока же ее показывают частями. Раньше был принят незамысловатый формат: "Новые поступления". Не так давно стали делать выставки тематические. Теперь единицы коллекции должны описывать фундаментальные искусствоведческие понятия.
"Цель - показать хорошие произведения искусства, которые есть в нашей коллекции", - говорит куратор выставки Леонид Бажанов.
Только свернули размышление куратора Виталия Пацюкова на тему "Коллаж в искусстве", уже открывают выставку на тему "Концепт в искусстве". Куратор Леонид Бажанов назвал ее "Визуальное/умозрительное". Но это не оппозиция. Существуют понятия такие общие, что позволяют описать любое явление. Визуальность и концепт - из их числа. Художники всех времен и народов превращали идеи в картинки, а зрители наоборот. Так, московские концептуалисты Игорь Макаревич и Елена Елагина визуализировали "русскую идею". "Есть почвеннические идеи - буквально земля, есть хлеб, или русские художники философы, гуру отечественно интеллекта, это все соединено вместе", - рассказывает Леонид Бажанов.
Визуальное: земля, хлеб, портреты философов. Умозрительное - в названии инсталляции "Русская идея". Знак умозрительного – "ежи", вылепленные из мякиша, и отлитые в бронзе. А вот художник Франциско Инфанте умозрительные формы помещает в пейзаж.
Франциско Инфанте, художник: "В этой природе существует другая природа, созданная человеком".
Для Виктора Скерсиса визуальное - буквы, умозрительное – их комбинации.
Виктор Скерсис, художник: "Это надпись "злая собака". Путем преобразований, так же, как это происходит в генетическом коде, образуются новые слова, новые фразы".
Но какими-бы мета-концептуальными не были идеи, визуализация делает их менее строгими и более доступными.
Игорь Шелковский, художник: "Есть такая поговорка, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Игру визуального с концептуальным Леонид Бажанов увидел и в графике Родченко и в фотографиях Дэмиена Херста, и в инсталляции Пола Маккарти.
Оказывается, в коллекции ГЦСИ есть многое и разное. Для будущего международного музея современного искусства – это плюс. Но то, что куратору, поместившему в одном пространстве русского метафизика рядом с представителем Young British Artists, кажется диалогом, художнику кажется войной.
"Худшее, что здесь есть, это Дэмиен Херст, - уверен Франциско Инфанте. - Все такое лобовое, прямолинейное, наглое". "Этой идее лет пятьдесят", - говорит Игорь Шелковский.
Худшее от лучшего, визуальное от умозрительного предстоит отделить каждому зрителю, принявшему игру куратора Бажанова.