24.02.2010 | 11:06

Оператор Победы Борис Соколов: "Нашим оружием была кинокамера"

Три с половиной километра пленки отсняли в годы Великой Отечественной фронтовые кинооператоры. На передовой работали 258 хроникеров войны. До 65-летия Победы дожили лишь трое. Один из них – Борис Соколов, ныне - почетный кинематографист России. В канун Дня защитника Отечества он отпраздновал 90-летний юбилей. С оператором Победы встретились "Новости культуры".




Борис Соколов попал на фронт в сорок четвертом. Взятие Берлина и подписание безоговорочной капитуляции Германии он видел через объектив своей кинокамеры – теперь подобная модель открывает выставку кинотехники на "Мосфильме".

"Она приводилась в движение пружиной, как будильник мы заводили. Завода хватало на 15 метров, всего в камере 30 метров, это минута экранного времени, а завода – на полминуты", - рассказывает Борис Соколов.

Поэтому длинных планов не снимали. Камера весом три с половиной килограмма в руке, коробки с пленкой – во всех карманах. Отснятые кадры с монтажными листами посылали для проявки и монтажа в Москву.

"Нам приходилось снимать в любых условиях – и в воде, и на переправе, и с воздуха. Вечером и ночью мы готовим к отправке и наматываем новую пленку на следующий день, то есть работа была адская, - вспоминает Борис Соколов.

Приходилось самим продумывать сценарный план съемки и одновременно исполнять обязанности режиссера. Законы драматургии постигались на ходу. Поработать с настоящим режиссером Борису Соколову и его напарнику Михаилу Посельскому удалось только в Берлине – Юрий Райзман снимал фильм о взятии немецкой столицы.

"Наибольшее впечатление осталось от подписания акта о капитуляции, - говорит Соколов. - Фельдмаршал Кейтель – как он надменно себя вел, напыщенно, я не чувствовал, что он побежден. Но когда он подписал и Жуков сказал, что немецкую делегацию можно вывести, у меня было чувство, что наконец-то война окончена".

Из 250 фронтовых кинооператоров с нее не вернулся каждый пятый. Конечно, у них была установка – не снимать поражения, но показывать героизм и мужество, поднимая тем самым боевой дух солдат. Тем не менее, они с риском для жизни пытались запечатлеть истинное лицо войны.

"Нашим оружием была кинокамера. Один пистолет нам давали, но мы им не пользовались, нам важно было снять, а не стрелять", - рассказывает Борис Соколов.

И то, что они сняли, до сих пор никого не оставляет равнодушным.