17.07.2012 | 15:53

Выставка - к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года

Выставка, посвященная 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года, открылась в Петербургском институте русской литературы, более известном как «Пушкинский дом». Создатели экспозиции, исходя из специфики своих фондов, задались целью представить не хронику сражений, а «проиллюстрировать» влияние войны на состояние общества – от романтического культа Наполеона до поэтических откликов на возвращение русских войск из «пленного Парижа». Назвали выставку строкой из стихотворения Василия Жуковского – «За смертью иль за славой». Рассказывают «Новости культуры».  

В литературном музее «Пушкинский дом» гордятся: все экспонаты выставки - из собственного фонда. Благородное название «За смертью иль за славой» - строчка Василия Жуковского - не дает права на ошибку. Буквально за час до прихода гостей в залах дотошно исправляют малейшие недочеты.

Пожалуй, нет такого музея в Петербурге, где сейчас, в год двухсотлетия той героической эпохи, не звучали бы великие имена: император Александр Первый, фельдмаршал Михаил Кутузов. «Каждая вещь на этой выставке - если это не гравюра и не историческая рукопись под стеклом - призвана окунуть посетителя в атмосферу того, важного для России времени. Этот письменный прибор - точная копия того, который стоял на карте диспозиции фельдмаршала, тогда генерала Кутузова, перед сражением 1812 года, которое впоследствии получило название Бородинской битвы.

Даже ополченцы Минин и Пожарский, которые, казалось бы, прославились совершенно в другой войне, за два века до Бонапарта, здесь неспроста. Бронзовые часы работы знаменитого французского мастера Пьера-Филиппа Томира, современника Бонапарта - появились в Петербурге раньше, чем памятник в Москве.  «Памятник этот появился в 1818 году, хотя предполагалось его установление в 1812 году, в связи с двухсотлетием победы над поляками», - рассказывает заведующая литературным музеем «Пушкинский дом» Лариса Агамалян.

Главное достояние выставки литературного музея - это, конечно, рукописи. Всего один день в Пушкинском доме посетителям показывают строчки, написанные именно пушкинской рукой. За стеклом легко читается знаменитое «Перед гробницею святой стою с поникшею главой» - посвящение Кутузову. А вот - торопливые строки самого великого русского полководца. Лариса Агамалян разбирает их так же уверенно, как, вероятно, сам Кутузов - дислокацию военных сил перед сражением: «"Солдатики вынесли образ Смоленской иконы Божьей Матери" - это письма Кутузова к жене накануне Бородинского сражения"».

Великим мужчину делает женщина - экспозиция, посвященная войне, не обошлась без них. Правда, прекрасной половине на выставке отвели лишь скромный уголок. В нем - портреты Дарьи Державиной, Анны Лаваль, Елизаветы Олениной - тех, кто взял на себя заботу о раненых, детях и вдовах погибших солдат.

«В ноябре 1812 года возникла идея женского патриотического общества, в Петербурге, в придворной среде. Среди первых участниц были фрейлины императрицы Елизаветы Алексеевны», - рассказывает научный сотрудник литературного музея «Пушкинский дом» Людмила Мисайлиди.

Витраж сожженной Бонапартом Москвы. Пожалуй, единственный экспонат, в создании которого потребовалась помощь коллег из других музеев. Увеличенная во много раз и распечатанная на специальной бумаге иллюстрация, которая досталась «Пушкинскому дому» от музея-квартиры поэта на Мойке в электронном виде. Но и такая «культурная» поддержка сейчас - пожалуй, сродни донорской помощи. Ведь экспозиция на тему войны 1812 года теперь, ровно двести лет спустя, для каждого музея не просто культурное событие - дело чести.

 Все материалы темы "К двухсотлетию победы России в Отечественной войне 1812 года">>>