25.02.2010 | 10:20

Пикассо в Москве: 240 шедевров отца кубизма

Один из самых масштабных проектов художественной программы Года Франции в России стартует сегодня, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Выставка "Пикассо. Москва" - это 240 шедевров из собрания Национального музея Пикассо в Париже: живопись, графика, скульптура, керамика, а также фотографии и книги из личного архива художника. Настолько обстоятельная экскурсия по всем периодам творчества Пабло Пикассо ждет российского зрителя впервые. Именно ему отечественная культура обязана множеством открытий – и не только художественных. Первая в СССР выставка мастера, прошедшая в 1956 году, стала для советских зрителей своеобразным уроком свободы. Кураторы экспозиции "Пикассо. Москва" уверены, что идеи отца кубизма актуальны и сегодня. "Новостям культуры" удалось побывать на выставке еще до ее официального открытия.



Баннеры с фрагментами "Герники" - самой знаменитой и скандальной картины Пикассо - открывают выставку. В этой картине запечатлен весь трагизм ХХ века и мироощущения художника. Пикассо воспринимал живопись как драматическое действо, когда "действительность оказывается расколотой". Художник говорил, что главная драма этого пластического акта - миг, когда Вселенная выворачивается наизнанку. Все эксперименты Пикассо не были формальными, он всегда писал на пределе чувств и страстей.

Директор Госудрственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова рассказывает: "Когда он писал "Авиньонских девиц", первый манифест кубизма, то его друг говорил: "Я не удивлюсь, если я в один день войду в мастерскую и увижу, что наш Пабло повесился". То есть он понимал , что это не просто поиграл в кубики и плоскости, а это мироощущение".

Мироощущение Пикассо не всегда было трагическим. В его творчестве были розовый и голубой периоды, и последние работы мастера выглядят вполне оптимистично.

Отдельный раздел выставки знакомит с театральными работами художника. Это эскизы костюмов, декорации, занавесы, рисунки, сделанные им для "Русских сезонов" Дягилева. "Этот сюжет связывает Пикассо с Россией, он заставляет вспомнить историю женитьбы Пикассо на русской балерине Ольги Хохловой, - говорит куратор экспозиции Виталий Мишин. - Вокруг этого сформировался целый раздел выставки".

В Парижский музей произведения Пикассо попали непосредственно из его многочисленных мастерских вскоре после смерти художника. Эти работы были ему особенно дороги, и при жизни он не хотел с ними расставаться. Пабло часто писал портреты собственных детей, любимых женщин, иногда меняя их облик до неузнаваемости. Так произошло и с портретом натурщицы Фернанды Оливье, одной из первых возлюбленных художника.

"Ее писали многие художники Парижа, - рассказывает директор Национального музея Пикассо в Париже Анн Бальдассари. – Она была очень красивой, высокой, статной, с великолепной фигурой. Здесь можно сравнить две головы и ее портрет из коллекции Музея изобразительных искусств. Если скульптурные работы - классические, то на портрете она изображена в стиле кубизма".

Те же метаморфозы происходят с портретами Ольги Хохловой - русской балерины и жены художника. Внешняя схожесть мало волновала художника. Для него важнее было найти в модели то, чего не видят другие. "Это портрет 1921 года, - комментирует Анн Бальдассари. - Ольга Хохлова в положении. Она ждет сына Пола. Здесь она по-другому изображена. Этот портрет уже не романтический, а примитивный".

Пикассо никогда серьезно не увлекался сюрреализмом. Тем не менее, он отдал дань и этому направлению в искусстве. К примеру, в сюрреалистической работе он зашифровал свои отношения с Марией Терезой, юной девушкой, в которую влюбился в 1927 году. Анн Бальдассари рассказывает: "Он был по уши в нее влюблен и при этом еще женат на Ольги Хохловой. Это был сложный период его жизни. Он оказался между двумя женщинами. С Марией Терезой он встречался на пляжах, в кабинках".

Пикассо никогда ничего не выкидывал из мастерских. Пустые спичечные коробки, обрывки картона, проволока - все использовалось в его коллажах. Иногда художник искал материал на помойках. Так в куче хлама он нашел руль от велосипеда, который превратил в рога козы. Ее торчащие ребра были сделаны из старой корзины, вымя - из осколков глиняного горшка.

"Для меня оно не менее актуальное искусство, чем те самые последние всплески, визги, всхлипы , которые показываются на некоторых наших выставках современного авангарда. Никто не совершил того, что Пикассо сделал в своем кубизме", - замечает директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова.

В детстве мать говорила Пабло: "Если изберешь путь солдата, быть тебе генералом, если захочешь быть монахом, то станешь папой" . Он избрал путь художника и стал Пикассо.

Все материалы по теме>>>