Новости

25.02.2018 | 20:49

"Медведи" отправились к своим обладателям

Берлинский международный кинофестиваль демонстрировал в этом году и кино, стандартно произведённое, и кино, снятое на айфон, и политические сериалы и фильмы, действие которых разворачивается на экранах гаджетов. Берлинский фестиваль всегда был жаден до новых форм. Возможно, в этом секрет активности его публики - каждый без особого труда находит кино по душе. Вчера в столице Германии подвёл итоги 68-й Берлинале. Немало удивительного обнаружилось по ходу подведения итогов.

Первые отклики обозревателей содержат впечатление, будто жюри под председательством Тома Тыквера лауреатов назначало методом случайного отбора, как из барабана лототрона. Хотя были и попадания, и довольно меткие, отмечают критики. Уэс Андерсон, автор анимационного фильма «Остров собак», удостоился «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру. Награда за лучший сценарий досталась мексиканскому фильму «Музей». Его получили сценарист Мануэль Алкале и режиссер Алонсо Руис Палашиос за картину о двух друзьях, ограбивших Национальный музей в Мехико. Приз зрительских симпатий программы «Панорама» получил «Профиль» Тимура Бекмамбетова - десктоп-триллер, действие которого разворачивается на экране компьютера.

Прозвучало и такое суждение: главных призеров наградили не за кинематограф, а за гуманизм, поскольку в числе победителей авторы, которые верят в лучшее в людях. А российский киновед Антон Долин посетовал на то, что в целом нынешний фестиваль можно назвать кризисным. В первую очередь, для самого института фестивальной экспертизы. «Золотой медведь» достался, к примеру, картине, изначально вызывавшей скепсис и у кинокритиков, и у членов жюри.

С показа румынской картины «Не прикасайся ко мне!» многие критики просто уходили, не выдержав «физиологичности» происходящего на экране - персонажи без стеснения исследуют собственные тело и сексуальность. А в итоге картина получила два приза - за дебют и «Золотого медведя». Фильм сделан на стыке документального и игрового кино. Режиссер Адина Пинтилие сначала работала как документалист, потому что задумала эту работу как перформанс, изучение девиантных сексуальных практик. А потом добавила игровые эпизоды. Получилась радикальная декларация «инаковости».

«Мы хотим открыть зрителю пропуск в другой мир, мы призываем его вступить с нами в диалог. Я очень счастлива, что мне представилась эта уникальная возможность - не идти традиционным путем, а сделать фильм по-другому. Наше кино - очень необычное, но мне хотелось бы, чтобы оно нашло своего зрителя», - говорит режиссер Адина Пинтилие.

Гран-при жюри Берлинале присудило польскому фильму с неблагозвучным названием «Рожа». Фабула снова выстроена вокруг телесности. Только главный герой озабочен мыслями не о теле, а о своем лице. Молодой человек, собирающийся жениться, сорвался со строительных лесов во время возведения огромной статуи Иисуса Христа. Он выжил, но остался без лица. Первая в Польше трансплантация этой части тела принесла Яцеку статус знаменитости и мученика. И уродство. Режиссер Малгожата Шумовская, рассказывая о поиске героем собственного лица, подразумевает поиск Польшей своего места в мире. «Я рада, что все меняется, мир становится более открытым, и моя пятилетняя дочь, например, будет жить уже совсем в другом мире», - говорит она.

Другой мир и свое место в нем ищет герой картины «Довлатов» Алексея Германа-младшего. В фильме о нескольких днях жизни Сергея Довлатова второй главный герой - это не человек, а город - Ленинград 70-х. Уникальную атмосферу в мельчайших деталях воссоздала Елена Окопная - художник-постановщик и художник по костюмам фильма «Довлатов». Она получила «Серебряного медведя» за выдающийся художественный вклад.

Новости культуры