25.02.2010 | 19:36

Близкие и друзья проводили в последний путь Владимира Мотыля

В Москве простились с Владимиром Мотылем. В Центральный Дом кино, где проходили премьеры его лучших фильмов сегодня пришли друзья режиссера, коллеги по съемочным площадкам, актеры, летчики, космонавты и сотни простых зрителей. На церемонии прощания не было ни музыки, ни громких речей, лишь тихие аплодисменты и слова благодарности. Рассказывают "Новости культуры".



У главного входа в Дом кино огромный стенд с телеграммами - от екатеринбургского ТЮЗа, там Владимир Мотыль какое-то время был режиссером, из бывших союзных республик, он исколесил их все. Путешествия были увлечением, страсть на всю жизнь оставалась одна – кино. Кто-то скажет – за сорок лет всего лишь десять фильмов, госпожа удача его навещала не так уж часто.

"Это великое счастье, что в твоей жизни встречается, на твоем пути такой человек, который ведет тебя, направляет, и, мне кажется, формирует твою жизнь", - сказал народный артист России Борис Плотников.

"Ему ничего не спускали с рук, с большим трудом каждая картина пробивалась к зрителю, его обходили наградами, званиями, он был персоной нон грата", - уверен кинорежиссер Эльдар Рязанов. Рязанов передал последнее прости от Евгения Евтушенко, поэт из Америки прислал стихи, посвященные человеку с тяжелой судьбой - отец Мотыля погиб в Соловецких лагерях, трудным характером и такой легкой фамилией.

Режиссеру кино, который вообще-то историк, который там, где-то в прошлом, искал чистых, честных и смелых. Игорь Костолевский у гроба долго молчал, словно так и не решаясь проститься, потом также долго –благодарил – за подаренную ему звезду. "Я помню, как закрывали вашу картину, нашу картину, я помню как с давлением 60 на 90 вы, заварив бутылку боярышника, шли на съемки, как у вас шла носом кровь, но вы все равно это делали, это было делом вашей жизни", - вспоминал он.

Анатолий Кузнецов, знаменитый товарищ Сухов, сегодня тоже вспоминал – их картина к зрителю также долго шла. После "Жени, Женечки и "Катюши"", который так не понравился властям, Мотыля записали в безыдейные и безнадежные. Так и не вошедший в штат ни одной киностудии, он стал снимать то, от чего другие уже отказались, –добавил Катерину Матвеевну, таможню, что дает добро, сделал советский не вестерн, а истерн. Фильм, который расхватают на цитаты и раскупят зарубежные страны, на родине наградят только через 30 лет, но для героя Советского Союза, Виктора Афанасьева, этот фильм такой же талисман, как те фигурки, что в полет ему давала дочь. Легендарный Алексей Леонов признался – "Белое солнце пустыни" космонавты знают лучше, чем актеры, такая традиция - они его смотрят чаще.

"Был случай, когда один из космонавтов не стал смотреть, а потом вечером он заболел, это была бомба, никаких сомнений…", - рассказал Алексей Леонов.

Владимир Мотыль как-то признался, что все его фильмы сняты через преодоление, и в каждом герое – есть он сам. Его последний, "Багровый цвет снегопада", над которым Владимир Мотыль работал целых шесть лет, в чем-то тоже автобиографичный, режиссер его посвятил своей матери. До премьеры режиссер не дожил совсем немного, фильм, который мог бы стать исповедью, теперь останется как завещание.