25.02.2010 | 19:42

100 лет со дня рождения балерины Татьяны Вечесловой

Танец Татьяны Вечесловой поражал современников. Она была одинаково убедительна в драматических и в комических партиях. Ее называли лучшей Эсмеральдой мирового балета. Сегодня, в день 100-летия со дня рождения Татьяны Вечесловой, в Музее Академии русского балета в Петербурге открылась выставка, посвященная балерине. Здесь хранят реликвии, связанные с блистательной карьерой Вечесловой – солистки Кировского театра. Рассказывают «Новости культуры».

От таких и погибали люди.
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.

Это стихотворение Анна Ахматова посвятила в 1946 году Татьяне Вечесловой. Звезда Кировского балета для Ахматовой была прежде всего личностью – яркой, харизматичной, притягательной, роковой.
В профессию Вечеслова пришла не случайно, в хореографическом училище преподавала ее мама – Евгения Снеткова. В последних классах Вечеслова училась уже у великой Вагановой – вместе с лучшей подругой Галиной Улановой. В 1928 году обеих приняли в труппу Кировского театра. С Улановой они не были конкурентками на сцене.

«Балет – такой вид искусства, где видны грани женской натуры. Нежная дева или земная, страстная», – поясняет балетный критик Лариса Абызова.

Обладательница виртуозной техники, Татьяна Вечеслова стала первой советской балериной, которая покорила Запад. 1934 год, триумфальные гастроли по городам США с партнером Вахтангом Чабукиани. Они были выдающимся дуэтом. Сохранилась единственная пленка, на которой запечатлен их темпераментный танец.

Вечеслова была выдающейся актрисой. Именно поэтому она стала звездой драматического балета. Это стиль постановок балетов сталинской эпохи, когда сюжет становился важнее танца. Вечеслова равно могла исполнять разные роли. Например, комедийные – многие помнят ее зажигательную Нунэ. И трагические – Зарема из «Бахчисарайского фонтана», Тао Хоа. Но ее главной ролью стала Эсмеральда.

«У нее был мощный темперамент», – вспоминает народный артист СССР Сергей Викулов.

Выдающаяся балерина оставила сцену в расцвете таланта и все силы стала отдавать молодым солистам Кировского театра. Она вырастила немало звезд – Колпакова, Викулов, Макарова, Осипенко. Начитанная, образованная, Вечеслова говорила со своими учениками о живописи и литературе. Она сама писала хорошие стихи и дружила с известными литераторами и людьми театра.

«Это ей посвящено выражение – "каторга в цветах"», – рассказывает народная артистка РСФСР Алла Осипенко.

В семьдесят лет ей пришлось уйти на пенсию. Эпоха каторги в цветах окончилась, поклонники и обожания остались в прошлом. В конце жизни Вечеслова была одинока. Ее навещали только редкие ученики. Они вспоминают, как великая балерина надевала парадный костюм, все ордена и выходила гулять. Ей было приятно, когда ее узнавали на улице.

Читайте также:
К 100-летию со дня рождения Татьяны Вечесловой: "Я - балерина"