26.02.2010 | 11:49

Набор слов. 26 февраля 2010 года

Шаг вперед или возврат в средневековье? – деятели культуры продолжают обсуждать перспективы "реституции" религиозных ценностей. Об этой и других темах сегодняшних газет – в обзоре "Новостей культуры".



***
На страницах газет развивается дискуссия о передаче церкви религиозных ценностей, которые хранятся в музеях. "Ведомости" публикуют статью искусствоведа Екатерины Деготь "О духовности и об искусстве": "...Передать иконы церкви – означает сделать огромный шаг назад в культурном, да и в политическом отношении. В культурном – потому, что путь культуры ведет от функциональности предмета к его музейному статусу...". Автор пишет, что отношение российского общества к православной церкви основано на идее восстановления исторической справедливости и копирует покаянное отношение колонизаторов к своим колониям. Сегодня международный мейнстрим таков, что "...могут прийти какие-нибудь неандертальцы и потребовать из археологического отдела Эрмитажа свои палки-копалки...".

***
"Независимая газета" публикует интервью с Вадимом Юсовым, оператором, который снимал "Солярис" с Тарковским, "Бориса Годунова" с Бондарчуком, "Я шагаю по Москве" с Данелией и "Подстрочник" с Олегом Дорманом. Полная авторская версия этого фильма идет сейчас на телеканале "Культура". Все пятнадцать серий "Подстрочника" Вадим Юсов тоже посмотрел недавно, спустя годы после съемок: "...Тогда у меня это все не связывалось в единое повествование, единую историю жизни страны, человека. Пронизывающее соединение – вот то, чего я, как оператор, был лишен во время съемки, и что заворожило меня, когда я увидел готовый фильм...".

***
Через две недели после смерти Саввы Ямщикова обозреватель "Известий" Гузель Агишева получила от реставратора посылку: книгу Никиты Голейзовского "Дионисий и его современники". Известный историк доказывает, что икон Рублева не существует. Они сгорели во время пожара 1547 года. Не существует и знаменитой "Троицы". Голейзовский утверждает, что по решению Священного Синода в 1905 году икону реставрировал Василий Гурьянов: "...Ее реставрировали несколько раз, последним был художник из Палеха – можно себе представить, что там было. Так вот, когда Гурьянов удалил палехскую живопись, выяснилось, что под ней ничего нет! И он просто написал все заново в том ключе, как писал бы это Рублев...".

***
Газета "Время новостей" разразилась хвалебной статьей о новом имидже "Волшебной флейты". В Большом театре обновили обновленческую постановку Грэма Вика, заменили состав, пригласили нового дирижера. В яме Большого дебютировал англичанин Кристофер Мулдс – именно его участие определило новое звучание "Флейты". "...Дирижер и оркестр были внимательны, а партитура приобрела точеный профиль, тонкость, мягкость и прозрачность старинного фарфора...".