26.02.2010 | 12:12

Вопросы и ответы детской литературы

Финансовый кризис существенно снизил читательскую активность россиян. По данным опросов, шесть процентов соотечественников вообще отказались от приобретения книг, двадцать – готовы сократить расходы на покупку книг для себя, но, к счастью, не для своих детей. Детская литература остается самым окупаемым и едва ли не самым "проблемным" сегментом российского книжного рынка. По общим тиражам изданий, которые приводит Книжная палата, лидирует Корней Чуковский. Однако статистика продаж в книжных магазинах свидетельствует: подрастающее поколение скорее предпочитает "Гарри Поттера". Качественной детской литературы современных российских авторов на рынке до обидного мало. Проблему исследовали "Новости культуры".



"Одевать он стал гамаши, говорят ему – не ваши". Это цитата из мультфильма "Вот какой рассеянный". А кто-нибудь сегодня может сказать, что такое гамаши?

"Лучше, Хоттабыч, мы все это отдадим в РОНО. Кто это такой этот РОНО?" – так говорил герой фильма про Старика Хоттабыча. А теперь кто-нибудь может расшифровать аббревиатуру РОНО?

А кто помнит обязательное условие, для принятия в пионеры? Если вы ответили на все эти вопросы – значит, вы родились и выросли в огромной стране под названием СССР. И, скорее всего, в детстве вам в обязательном порядке читали Барто, Чуковского, Маршака и Гайдара. И вашим родителям в детстве читали этих же авторов. Но совсем не факт, что ваши дети поймут без комментария текст, адресованный советским писателем советскому человеку. Мир перестал быть простым и одинаковым для автора и адресата. Личности из отечественной детской литературы почти исчезли.

"Мне кажется, что сейчас эта личность и не может возникнуть именно потому, что эпоха, в которой существовал один центр, один великий писатель, один поэт, один фильм и один вождь, закончилась, я надеюсь", – говорит литературовед Джамиля Мамедова.

Собственно, детская литература нашей страны – это одно из побочных явлений большого эксперимента по созданию нового человека. У истоков этого эксперимента стоял психолог Выготский и множество институтов, рассматривающих феномен детства с научной точки зрения. По удивительному стечению обстоятельств, детская литература в нашей стране надолго стала прибежищем для самых талантливых.

"Почему в Советском Союзе была такая сильная литература? Потому что была цензура. Молодые люди не могли писать о своем поколении, и цезура загоняла их либо в переводчики, либо в детские писатели. Если мы дальше будем двигаться в сторону тоталитаризма, нельзя будет ничего делать в журналистке и в других областях, у нас будет прекрасная детская литература", – поясняет детский писатель Григорий Остер.

Пока ничего подобного не случилось, может быть, нам и не стоит тосковать по былому величию советской детской литературы, а мужественно признать, что это – утопия. Философы и антропологи, например, не питают никаких надежд.

"Сейчас какая литература – сочинители! На смену автору пришел скриптор, а скриптор – это человек, который умеет писать и ничего больше. Он и говорит – вот я написал, а вы сами вложите туда смыслы, какие хотите. А почему писатель – учитель, у него же все смыслы упакованы", – замечает профессор, доктор философских наук Федор Гиренок.

Приходится признать, что новое поколение читателей – носители другой культуры, визуальной. В этой культуре нет времени для замедленного чтения. Здесь не важны описания, зато необходима быстрая смена декораций. Современная книга для детей – по сути близка мультикам и кино.

P.S. А гамаши – это вязаные или сшитые из плотного толстого материала чулки без ступней, доходящие до колена. Надеваются поверх обуви, что бы ее не испортить.