27.02.2010 | 11:07

Федеральный фонд поддержки кинематографии распределит бюджет

На начало марта назначено заседание Попечительского совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Главный вопрос, как водится, – быть, или не быть – кто же получит от фонда деньги на кинопроизводство? Цена вопроса – два миллиарда восемьсот миллионов рублей. Желающих достаточно, но не все верят в возможность доказать свою профессиональную состоятельность. Какие проекты попадут в число "национальных" и не усугубят ли нововведения раскол в российском киносообществе – разбирались "Новости культуры" .




"Три медведя" - это, действительно, как в сказке. Пока вся страна ночами смотрела трансляции из Ванкувера, а российские олимпийцы проигрывали один старт за другим, наши "брали Берлин". Эти наши – компания "Коктебель" - уже себя зарекомендовали на международном рынке. Поэтому картину "Как я провел этим летом", например, немецкие отборщики вели с самого начала съемочного периода.

"Если денег на российское кино будет больше, я не против, если кто-то будет осваивать большие картины, я буду только рад. Пусть расцветают все цветы, который растут... но давайте не делать газона, из которого не может выстрелить одуванчик. Такой же, как мы. Это все люди, которые сложились благодаря системе. Прекрасно понимаю, что она не идеальна, но давайте их устранять... а не ломать через коленку", - считает режиссер Алексей Попогребский.

В 2003 году два режиссера-дебютанта Хлебников и Попогребский сняли "Коктебель", тогда их сценарная заявка пришлась Министерству культуры по душе. Сейчас все семь картин кинокомпании "Коктебель" приглашают на фестиваль в Австрию с ретроспективой. Редкий случай, если не сказать уникальный.

"При действующей системе можно было абсолютно любому человеку – продюсеру или режиссеру. На общих основаниях подать заявку и выиграть ее. Как это было у нас с "Коктебелем" в 2003 году. Сейчас все эти молодые режиссеры и продюсеры автоматически отсекаются. Они будут не интересны новому фонду. Однозначно", - уверен продюсер Роман Борисевич.

Новейшая революция в кино началась в ноябре прошлого года. Во ВГИКе на Совете по развитию отечественной кинематографии было решено перейти к новой системе госфинансирования. Старая - позволяла не отчитываться за выделенные деньги, и деньги не малые.

"Если взять период на протяжении последних пяти лет, то получается, что около 400 миллионов долларов государство израсходовало, чтобы кино производилось. Из этой цифры очень незначительная часть пошла на фильмы, которые стали заметными. Думаю, что не больше 10 процентов этого бюджета израсходовано полезно. И за эти пять лет государство вроде бы исполняло роль такого генерального продюсера. Оно заказывало фильмы по определенным темам и само же контролировало использование денег. получается, что сейчас государство целиком выглядит, как неэффективный менеджер", - уверен генеральный директор независимой исследовательской компании Олег Иванов.

Сейчас в ведении Минкульта осталось только некоммерческое кино, и выделенные государством 850 миллионов рублей. Оставшаяся сумма, а именно два миллиарда восемьсот миллионов рублей, перешла в юрисдикцию специально созданного Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. В свою очередь, фонд будет распределять средства не на конкретные картины, а перечислять их продюсерским компаниям, что немаловажно - лидерам рынка.

"Идея этого фонда мне представляется, я про идею, непродуманной, скоропалительно принятой. Деньги, спасибо государству, и это положительно .. но в какой кинематограф. Я бы хотел знать. Что я как зритель, как налогоплательщик... как режиссер, я хотел бы знать, что мне сделать такого, чтобы мой проект финансировали", - объясняет режиссер Вадим Абдрашитов.

Главный камень преткновения – критерии, по которым фонд будет предоставлять финансирование. На первом заседании, которое состоялось в начале февраля, Попечительский совет фонда предложил учитывать не только кассовые сборы, телерейтинг фильмов и, сколько лет компания проработала на отечественном кинорынке, но и такие показатели, как резонанс, который вызвала картина в обществе, и призы на международных фестивалях.

"В нашем небольшом мире кино, в принципе, понимают, что есть некоторое количество продюсеров, которые успешно работают и системно. И есть продюсеры, которые тоже работают, успешно, но от случая к случаю... это все легкое лукавство. Тогда, как мы будем определять?", - вопрошает продюсер Игорь Толстунов.

По словам Игоря Толстунова, такая система господдержки позволит продюсерам еще и прогнозировать свою деятельность. И на протяжении нескольких лет выстраивать программу. К тому же, не в последнюю очередь речь идет и о неких возвратных механизмах. Правда, пока они точно не сформулированы даже в самом фонде. Назначенный глава фонда - Сергей Толстиков - темная лошадка в российском кино сообществе.

"Так как государство тратит средства, хочет, чтобы эти средства были расходованы эффективно. Если мы говорим о том, чтобы наша киноиндустрия была инвестиционно привлекательной, необходимо внедрить новые элементы", - говорит исполнительный директор Федерального фонда социальной и экономической поддержки кинематографа Сергей Толстиков.

Высказываются опасения, что госфинансирование получат не более восьми компаний. Исходя из выделенной суммы. Причем, речь идет о равных долях. Из этих денег несколько крупнейших кинокомпаний будут финансировать как свои картины, так и проекты сторонних компаний и продюсеров, если те сумеют их заинтересовать.

Владимир Хотиненко, режиссер: "Не надо драматизировать... эта система будет еще изменяться".

Причем, не стоит забывать, что речь идет о 2010 году. Скоро март, и окончательное решение будет принято в самое ближайшее время.

Недавних триумфаторов Берлина, а помимо съемочной группы, это и кинокомпания "Коктебель", в списках студий – мейджоров, которым предрекают финансирование федерального фонда поддержки кинематографии, - нет. Так что продюсеру Роману Борисевичу скорее всего придется рассчитывать частично на Минкульт, частично на материальную помощь федеральных телеканалов. Именно они в России - главные негосударственные спонсоры кинематографа. А так же осваивать новую для отечественных продюсеров область – копродукцию с западными компаниями. В любом случае, выиграть должен – отечественный кинематограф.