27.02.2010 | 12:49

Фильм "Читаем блокадную книгу..." - прививка от беспамятства

Фильм "Читаем блокадную книгу..." представили в Москве его режиссер Александр Сокуров и директор Венецианского кинофестиваля Марко Мюллер. Картина была включена в официальную программу Венецианского фестиваля и позже показана во многих странах мира. Знаменитую "Блокадную книгу" Даниила Гранина и Алеся Адамовича читают жители современного Петербурга – известные артисты и военные, журналисты и студенты, школьники начальных классов и сами блокадники. Кинокритики утверждают, что это один из первых случаев, когда литература превращается в кино безо всякой адаптации. Александр Сокуров практически отказался от традиционного кино-инструментария, но снял кино, которое крепко запоминается. Рассказывают "Новости культуры".



Александр Сокуров представляет свое кино в полупустом зале, хотя с его "Блокадной книгой" уже знакома вся Европа. Для Венецианского фестиваля фильм стал экзотикой, ведь это документальное кино, предназначенное для телевизионного показа.

"Мы видели много фильмов о Второй мировой войне, и не только русские. Мы видели также фильмы о блокаде Ленинграда, но никому, кроме Сокурова, не удалось подойти к этой теме с такой глубиной", – убежден Марко Мюллер.

Никаких спецэффектов, неспешное чередование крупных и общих планов, несколько старых фотографий – вот и все. Фильм сделан очень просто. Воспоминания блокадников читают дети, студенты, курсанты, военные, известные актеры и сами блокадники.

"Это было таким гражданским криком. Но не криком отчаяния, гнева и боли, а призывом к гражданскому обществу, которое, наверное, есть в России. Смотрите, какой ценой все дается. Не забывайте, в России, к сожалению, ничего не бывает однажды", – поясняет режиссер.

"Мама не любила говорить про блокаду. Это был такой ад, она не могла вспоминать. Меня этот фильм просто потряс", – рассказывает преподаватель иностранных языков Людмила Немковская.

"Мне понравилась идея сплотить вокруг трагедии всю страну, объединить всех людей перед лицом этой катастрофы", – замечает студент Дима Кафанов.

Как говорит сам Александр Сокуров, это кино он делал потому, что все забывается. В этом случае остается только признать: такая прививка от беспамятства получилась сильнодействующей – из кинозала во время просмотра никто не вышел.