04.03.2010 | 11:04

Кумиры ушедших эпох на раритетных снимках

Фотогалерея братьев Люмьер стала заметнее на карте столицы. Появился Центр фотографии имени братьев Люмьер, который представляет выставку под названием "Иконы 1960-х – 1980-х годов". Те, кто изображен на репортажных фотографиях, едва ли были святыми, но на них действительно практически молились миллионы наших сограждан. Каждый из них был и героем своего времени, и его символом, и лицом. Многие остаются кумирами и сейчас – для своих почитателей, которые их не забудут. Люди ведь не забывают свое детство, юность, молодость и тех, кого любили. Кураторы проекта предлагают зрителям вспомнить ту часть прошлого, которую хочется взять в будущее. Рассказывают "Новости культуры".



Четыреста фотографий, сорок семь авторов – таков итог полутарогодовой работы над экспозицией. На выставку были отобраны черно-белые снимки кумиров, которых знали в лицо. О них писали в газетах, их показывали на телевидении. Круг этих людей оказался достаточно широк. Иконами 1960-х – 1980-х годов были актеры, ведущие, писатели, художники, спортсмены, ученые. Им завидовали, им подражали, на них хотели быть похожими. На выставке представлены неофициальные фотографии, большинство из которых публикуется впервые. Часто между звездами и фотографами складывались неформальные отношения.

"Это те фотографии, которые связывали икону и фотографа. Это были не случайные кадры, там всегда есть история", – заверяет куратор выставки Наталья Григорьева.

Мэтр фотографии Игорь Пальмин считает, что стал фотографом благодаря художникам. В художественную среду Пальмина впервые ввел Эрнст Неизвестный, который познакомил его с Немухиным, Краснопевцевым, Оскаром Рабиным.

"Оскар с лампочкой. Я просто увидел – вот он стоит. В некоторых случаях я говорю: стоп. Я сделал пять-шесть одинаковых кадров, и из них один выбрался", – рассказывает Игорь Пальмин.

Более двадцати лет Игорь Гневашев проработал в журнале "Советский экран". Ему часто приходилось бывать на съемочных площадках у Шукшина, Тарковского, Кончаловского, Гайдая. Фотограф стремился не заснять рабочий момент фильма, а показать личность режиссера или актера, рассказать о нем историю. Так, в процессе работы над фильмом "Сталкер" он сделал фото Анатолия Солоницына во время отдыха.

"Помощница режиссера встала за ним и стала играть с секундомером. Мне показалось, что между секундомером и его жизнью есть какая-то связь. К сожалению, так и произошло", – рассказывает Игорь Гневашев.

Судьба свела с актерами еще одного мэтра фотографии Льва Шерстенникова. Однажды он познакомился с Георгием Жженовым и стал его близким другом. Однажды актеру нужно было срочно сделать фотографию на загранпаспорт, а в это время он находился в больнице.

"Я приезжаю в больницу, он надевает рубашку, пиджак и говорит: "Сними меня". Я был поражен: он ведь был только после операции. Это такая жизненная сила", – вспоминает Шерстенников.

Другое время – другие иконы. Но эти черно-белые снимки по-прежнему притягивают к себе. В них есть то, что остантся навсегда, – наше прошлое.