05.03.2010 | 11:58

Взгляд из настоящего на придуманное сто лет назад будущее в Центре "Гараж"

Сразу две выставки представляет Центр современной культуры "Гараж". Обе приурочены к перекрестному Году Франции – России. Францию представляет один из кураторов. Россию – четыре десятка современных художников и дух русского авангарда. Революционный авангард и социалистическая утопия, на которые Франция взирала с изумлением сто лет назад, и сегодня служат источниками вдохновения и объектами критики. Башня Татлина и "Черный квадрат" Малевича – куда же без них? Это, можно сказать, признаки идентичности современного русского искусства. Две выставки – "Футурология" и "Русская утопия" – это взгляд из настоящего на придуманное сто лет назад будущее. Рассказывают "Новости культуры".



Сегодня татлинская "Башня Третьего Интернационала" выглядит иначе. Группа "Электробутик" превратила ее в устройство 3G International, Андрей Молодкин – в конструкцию из неоновых ламп и трубок, заполненных сырой нефтью. Это лишь две из пятнадцати работ, созданных специально для выставки "Футурология".

""Футурология" – это, как известно, наука о будущем. Но это такая наука, которая неотделима от фантастики и искусства", – поясняет куратор Эрве Михайлов.

По мысли Эрве Михайлова, первым русским футурологом был Казимир Малевич. Экспозиция начинается с двух его подлинников. Абстрактный крест и фигуративная крестьянка. "Крестьянка" написана позже. Не правда ли, загадочный поворот для того, кто в начале 1920-х считал абстракцию двигателем прогресса? Наличие таких загадок в наследии авангардистов – творческий стимул для современных художников.

"Мне очень много дало общение с Сергеем Бугаевым-Африкой. Благодаря ему я смог почувствовать в авангарде не только культовое, но и оккультное, иррациональное. Его инсталляция "Квант аффекта" похожа на культовое сооружение. Это храм русского авангарда, созданный преданным учеником", – замечает Михайлов.

Выставка "Футурология" состоит из двух частей. В первой, под названием "Наука и фантастика", художники напрямую цитируют русских авангардистов. Во втором разделе они говорят о своем, современном, но в рамках заложенного авангардистами изобразительного канона. Среди говорящих – Ирина Корина, Диана Мачулина, Айдан Салахова, дуэт Гапонов - Котяшов, Сергей Братков и группа RecYcle.

Кураторов Юлю Аксенову и Татьяну Волкову авангардисты волновали исключительно как создатели утопии.

"Сегодня существует большой кризис будущего, поиска альтернатив настоящему. В этом смысле, нам есть чему учиться у авангарда", – считает Юлия Аксенова.

"Понять современность можно, только выстраивая отношения с прошлым и будущим", – убеждена Татьяна Волкова.

Их проект "Русская утопия" тоже двухчастный. Первую часть можно увидеть уже сегодня, вторую откроют через месяц. Там будет мир будущего, каким он видится из дня сегодняшнего: хай-тек, медиатехнологии и конец времен. Художников первой части проекта заботила скорее археология той модели будущего, которую нам подарила социалистическая утопия.

Арсений Жиляев – художник 1984 года рождения и при социализме не жил. А вот Вячеслав Ахунов родился в 1948 и застал еще запрет на русский авангард. Передвижная выставка в спичечных коробках – вот его архив социалистической эпохи. Образы авангардистов вперемешку с образами вождей. Наравне с размышлениями молодых художников, выставлены и классики советской археологии: Макаревич и Елагина, Борис Орлов. В их проектах победу над утопией одерживает живописная органика: грибы и плесень.

"С одной стороны, русские авангардисты – конечно, футурологи. Но с другой – в их работах так много магического, метафизического. Если обратиться к текстам Малевича, на самом деле это такая большая натурфилософия", – заверяет Юлия Аксенова.

"Гараж", в котором развернулись выставки "Футурология" и "Русская утопия", это архитектурный памятник русского авангарда. Он был построен в 1920-е годы архитектором Мельниковым и инженером Шуховым для автобусов, а теперь здесь художники размышляют об авангардистах. Авангардистам бы это наверняка показалось утопией.

Все материалы по теме>>>